2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Транспортная эконометрика_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Транспортная эконометрика»
23.03.01 – Б1.В.16 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная эконометрика»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.16 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортная эконометрика»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Транспортная эконометрика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Чекмарева Г.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Транспортная эконометрика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- методики математического моделирования;

- принятия управленческих и проектных решений с учетом фактора неопределенности;

- типовые методики; действующую нормативно- правовою базу для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность транспортного предприятия. современные технические средства и информационные технологии;

- методы сбора необходимых данных, их анализа и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета, используя отечественные и зарубежные источники информации;

Уметь:

Владеть:

ПК-11 Способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников
ПК-11.2 Знает методики математического моделирования; принятия управленческих и проектных решений с учетом фактора неопределенности; типовые методики; действующую нормативно-правовою базу для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность транспортного предприятия. современные технические средства и информационные технологии; методы сбора необходимых данных, их анализа и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета, используя отечественные и зарубежные источники информации
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проводить оценку взаимосвязей экономических показателей с помощью статистических методов;

- интерпретировать полученные результаты взаимосвязей;

- строить эконометрические модели с использованием процедур регрессионного анализа и анализа временных рядов;

- оценивать качеств построенных эконометрических моделей с точки зрения их адекватности фактическим данным;

- оценивать качество построенных эконометрических моделей с точки зрения их адекватности фактическим данным;

- применять эконометрические модели в практике хозяйственного управления.

Владеть:

ПК-11.4 Умеет проводить оценку взаимосвязей экономических показателей с помощью статистических методов; интерпретировать полученные результаты взаимосвязей; строить эконометрические модели с использованием процедур регрессионного анализа и анализа временных рядов; оценивать качеств построенных эконометрических моделей с точки зрения их адекватности фактическим данным; оценивать качество построенных эконометрических моделей с точки зрения их адекватности фактическим данным; применять эконометрические модели в практике хозяйственного управления
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- основными понятиями дифференциального и интегрального исчисления;

- операциями над векторами и матрицами, вычислением собственных чисел и собственных векторов матриц;

- основами экономической статистики;

- основными понятиями и фактами, связанными с дискретными и непрерывными случайными величинами, построением доверительных интервалов и проверкой гипотез.

ПК-11 Способен к работе в составе коллектива исполнителей по реализации управленческих решений в области организации производства и труда, организации работы по повышению научно-технических знаний работников
ПК-11.6 Владеет основными понятиями дифференциального и интегрального исчисления; операциями над векторами и матрицами, вычислением собственных чисел и собственных векторов матриц;

основами экономической статистики; основными понятиями и фактами, связанными с дискретными и непрерывными случайными величинами, построением доверительных интервалов и проверкой гипотез

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Транспортная эконометрика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Технология организации перевозок
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Разработка и обоснование инженерных решений
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
90
90
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Предмет эконометрики.

Особенности эконометрического метода. Измерения в эконометрике.

2
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 1. Введение. Определение эконометрики
Практические занятия:

Решение типовых задач по теме 1 

4
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Лекционные занятия:

Спецификация модели.

Линейная регрессия и корреляция: смысл и оценка параметров.

Оценка существенности параметров. Интервалы прогноза. Нелинейная регрессия: корреляция, средняя ошибка аппроксимации. 

3
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 2. Парная регрессия и корреляция 
Практические занятия:

Решение типовых задач по теме 2 

6
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Лекционные занятия:

Спецификация модели.

Отбор факторов и выбор формы уравнения регрессии. Оценка параметров уравнения.

Частные уравнения регрессии. Частная корреляция. Оценка надежности результатов. Обобщенный метод наименьших квадратов.

3
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 3. Множественная регрессия и корреляция. 
Практические занятия:

Решение типовых задач по теме 3 

6
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Лекционные занятия:

Общее понятие о системах уравнений, структурная и приведенная формы модели.

Проблема идентификации, оценивания параметров модели. Применение систем уравнений, путевой анализ. 

3
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 4. Система эконометрических уравнений. 
Практические занятия:

Решение типовых задач по теме 4. 

6
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Лекционные занятия:

Основные элементы одномерного временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда и выявление его структуры. Моделирование тенденции временного ряда, сезонных и циклических колебаний и тенденции временного ряда при наличии структурных изменений

3
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 5. Временные ряды в эконометрике. 
Практические занятия:

Решение типовых задач по теме 5. 

6
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Лекционные занятия:

Специфика статистической оценки взаимосвязи двух временных рядов. Методы исключения тенденции.

Автокорреляция в остатках, критерий Дарбина-Уотсона. Оценивание параметров уравнения регрессии при наличии автокорреляции в остатках. Коинтеграция временных рядов. 

4
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Тема 6. Изучение взаимосвязи по временным рядам. 
Практические занятия:

Решение типовых задач 

8
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
Самостоятельная работа:
72
ПК-11.2,ПК-11.4,ПК-11.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Транспортная эконометрика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А.А.Касьяненко Практикум по курсу «Эконометрия»:методическое пособие. - РИПИ, 2008. - 
 
2. А.А.Касьяненко Эконометрия для менеджеров и экономистов:учебно-методическое пособие. - РИПИ, 2008. - 
 
3. О. И. Бантикова, В. И. Васянина, Ю. А. Жемчужникова Методы и модели эконометрики. Часть 2. Эконометрика пространственных данных [Электронный ресурс]:учебное пособие. - ЭБС АСВ, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52325.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Н. С. Кондаков Эконометрика. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие и практикум. - Московский гуманитарный университет, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50676.html 
 
2. . С. Мариев, А. Л. Анцыгина Прикладная эконометрика для макроэкономики  [Электронный ресурс]:учебное пособие . - ЭБС АСВ, 2014. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69760.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.