ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление деятельностью судоходной компании»
23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление деятельностью судоходной компании»
23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление деятельностью судоходной компании»
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Управление деятельностью судоходной компании» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- организационную структуру управления организацией;
- цели компании, распределение обязанностей в подразделении
Уметь:
Владеть:
ПК-1.1 Знает организационную структуру управления организацией; цели компании, распределение обязанностей в подразделении
Знать:
- требования к составлению и оформлению управленческой документации;
- принципы стандартизации унификации документов;
- современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации;
- методы и средства получения информации;
- основные способы хранения и обработки информации;
- терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет
Уметь:
Владеть:
ПК-1.2 Знает требования к составлению и оформлению управленческой документации; -принципы стандартизации унификации документов; -современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации; методы и средства получения информации; основные способы хранения и обработки информации; терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет
Знать:
Уметь:
- анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки
Владеть:
ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.3 Умеет анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки
Знать:
Уметь:
- составлять и оформлять основные виды служебных писем;
- составлять организационно- распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы);
- писать деловые и коммерческие письма;
- вести переписку с зарубежными партнерами;
- разрабатывать должностную инструкцию;
- общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности
Владеть:
ПК-1.4 Умеет составлять и оформлять основные виды служебных писем; составлять организационно-распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы); писать деловые и коммерческие письма; вести переписку с зарубежными партнерами; разрабатывать должностную инструкцию; общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки
ПК-1.5 Владеет навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки
Знать:
Уметь:
Владеть:
- специальной терминологией и лексикой деловой переписки;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;
- навыками служебной переписки;
- навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения
ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.6 Владеет специальной терминологией и лексикой деловой переписки; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии; навыками служебной переписки; навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7, 8 семестре.
Дисциплина «Управление деятельностью судоходной компании» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Теоретические подходы к изучению процесса управления
Тема 1.1. Сущность функционального подхода к управлению.
Лекционные занятия:
1. Понятие управления. Судоходная компания как система управления.
2. Понятие «функция управления», её признаки и состав. ОПК-2
3. «Триады управления» и «Пирамиды управления».
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Сравнительный анализ функционального и процессного подходов к управлению.
2. Сущность и принципы процессного подхода.
3. Международные стандарты МС ИСО серии 9000.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 1.2. Теоретические положения процессного подхода к управлению.
Самостоятельная работа:
Теоретические подходы к изучению процесса управления
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Раздел 2. Сущность управления системой морского транспорта РФ
Тема 2.1. Транспортная система России.
Лекционные занятия:
1. Общая характеристики транспортной системы РФ.
2. Принципы управления транспортной системой РФ.
3. Иерархическая вертикаль управления системой морского транспорта РФ.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ.
Лекционные занятия:
1. Концепция «удобных флагов».
2. Флот России и проблемы его развития.
3. Российский морской реестр судов (РМРС)
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Практические занятия:
Проблемы регистрации под "удобными флагами"
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ.
Самостоятельная работа:
Сущность управления системой морского транспорта РФ
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Раздел 3. Организационные аспекты управления перевозками и работой флота
Лекционные занятия:
1. Коммерческий аспект перевозочного процесса.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Технологическая составляющая морской перевозки.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
3. Цепь ответственности при организации эксплуатации флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 3.1. Морская перевозка и её аспекты.
Практические занятия:
Перевозки морского транспорта.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Виды судоходства.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Линейное судоходство.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
3. Работа флота последовательными рейсами.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
4. Трамповое судоходство.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 3.2. Формы организации перевозок и работы флота.
Самостоятельная работа:
Организационные аспекты управления перевозками и работой флота
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Раздел 4. Оперативное управление флотом судоходной компании
Лекционные занятия:
1. Типовая организационная структура судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Функции президента и правления судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании.
Лекционные занятия:
3. Функции департамента технической эксплуатации флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании.
Лекционные занятия:
4. Функции департамента коммерческой эксплуатации флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Содержание оперативного управления работой флота и его задачи.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Схема отфрахтования и оперирования флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.2. Оперативное управление работой флота.
Практические занятия:
Валютно-финансовые показатели работы флота судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Планирование работы флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Планирование работы судна.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.3. Оперативное планирование работы флота.
Практические занятия:
Оперативное планирование рейса и анализ эффективности управления работой судна.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Сущность оперативного управления работой флота.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Организация взаимодействия при оперативном управлении флотом судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.4. Организация оперативного управления работой флота.
Практические занятия:
Выбор оптимального варианта отфрахтования флота судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Понятие и сущность профессионального судового менеджмента.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Характеристика судовладельческих компаний, передающих свои суда в менеджмент.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
3. Компании профессионального судового менеджмента.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 4.5. Профессиональный судовой менеджмент.
Самостоятельная работа:
Оперативное управление флотом судоходной компании
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Раздел 5. Пополнение флота судоходной компании
Лекционные занятия:
1. Приобретение флота за счёт собственных средств компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 5.1. Источники финансирования приобретения флота.
Лекционные занятия:
2. Пополнение флота за счёт привлечённых средств.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Вид груза и конструкция судна.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:
2. Соответствие типа судна характеру транспортных операций.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:
3. Соответствие типа судна маркетинговой политике судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Причины продажи и покупки судов компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 5.3. Сравнительная характеристика вариантов приобретения флота.
Лекционные занятия:
2. Преимущества и недостатки приобретения новых судов и судов
«second-hand».
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
1. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов по пополнению флота судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Лекционные занятия:
2. Мониторинг инвестиционных проектов судоходной компании.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Практические занятия:
Оценка эффективности инвестиционного проекта судоходной компании по приобретению судов.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Практические занятия:
Определение критических значений работы судна при различных формах отфрахтования.
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
Тема 5.4. Оценка эффективности и мониторинг инвестиционных проектов по приобретению флота.
Самостоятельная работа:
Пополнение флота судоходной компании
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок):учебник для вузов водного транспорта. - Латстар, 2011. -
2. В. И. Шатров Устройство и управление маломерным судном Шлюпка ЯЛ-6 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2004. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49245.html
3. Ю. А. Ерохин Управление безопасностью плавания [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46343.html
4. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46338.html
6.2 Дополнительная литература
1. Л.Р. Аксютин Общий курс морского транспорта:конспект лекций. - Латстар, 1998. -
2. Бизнес-план транспортной компании:методические указания к выполнению курсовой работы. - ГМА, . -
3. Н.Г.Венщик Повышение конкурентоспособности судоходных компаний:. - Транспорт, 2001. -
4. В.А. Прокофьев, Т.А. Вепринская Управление работой морского флота :учебник. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2010. -
5. Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ай Пи Эр Медиа, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79818.html
6. Т. В. Воробьева Управление инвестиционным проектом [Электронный ресурс]:. - Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79731.html
7. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом (лабораторные и практические работы, примеры, задачи) [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46337.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Наименование
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.