2023-2024_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Управление деятельностью судоходной компании_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление деятельностью судоходной компании»
23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление деятельностью судоходной компании»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.ДВ.02.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление деятельностью судоходной компании»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Управление деятельностью судоходной компании» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лаврушина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- организационную структуру управления организацией;

- цели компании, распределение обязанностей в подразделении

Уметь:

Владеть:

ПК-1.1 Знает организационную структуру управления организацией; цели компании, распределение обязанностей в подразделении
 
 
 
 
 
Знать:

- требования к составлению и оформлению управленческой документации;

- принципы стандартизации унификации документов;

- современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации;

- методы и средства получения информации;

- основные способы хранения и обработки информации;

- терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет

Уметь:

Владеть:

ПК-1.2 Знает требования к составлению и оформлению управленческой документации; -принципы стандартизации унификации документов; -современные способы и технику создания документов составляющие коммуникационного процесса, межличностные коммуникации, организационные коммуникации; методы и средства получения информации; основные способы хранения и обработки информации; терминологию, используемую при описании ресурсов сети Интернет
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки

Владеть:

ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.3 Умеет анализировать информацию и оперативно формировать отчеты о результатах перевозки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- составлять и оформлять основные виды служебных писем;

- составлять организационно- распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы);

- писать деловые и коммерческие письма;  

- вести переписку с зарубежными партнерами;

- разрабатывать должностную инструкцию;

- общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности

Владеть:

ПК-1.4 Умеет составлять и оформлять основные виды служебных писем; составлять организационно-распорядительные документы (распоряжения, указания, приказы); писать деловые и коммерческие письма;  вести переписку с зарубежными партнерами; разрабатывать должностную инструкцию;  общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами для осуществления профессиональной и социальной деятельности, использовать нормативны правовые документы в своей деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки

ПК-1.5 Владеет навыками организации планирования услуг, этапов, сроков доставки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- специальной терминологией и лексикой деловой переписки;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;  

- навыками служебной переписки;

- навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения

ПК-1 Способен к работе в составе коллектива исполнителей в осуществлении контроля и управления системами организации движения
ПК-1.6 Владеет специальной терминологией и лексикой деловой переписки; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные и информационные технологии;  навыками служебной переписки;  навыками составления договоров, контрактов, приказов, служебных записок и документов личного происхождения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7, 8 семестре.
Дисциплина «Управление деятельностью судоходной компании» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение
 
- Экономика отрасли
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
72
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
24
12
Практические занятия
36
12
24
Самостоятельная работа
198
72
126
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
288
108
180
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Теоретические подходы к изучению процесса управления
 
Тема 1.1. Сущность функционального подхода к управлению. 
Лекционные занятия:

1. Понятие управления. Судоходная компания как система управления.

2. Понятие «функция управления», её признаки и состав. ОПК-2

3. «Триады управления» и «Пирамиды управления».

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Сравнительный анализ функционального и процессного подходов к управлению.

2. Сущность и принципы процессного подхода.

3. Международные стандарты МС ИСО серии 9000. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 1.2. Теоретические положения процессного подхода к управлению.
Самостоятельная работа:

Теоретические подходы к изучению процесса управления 

20
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 2. Сущность управления системой морского транспорта РФ
 
Тема 2.1. Транспортная система России. 
Лекционные занятия:

1. Общая характеристики транспортной системы РФ.

2. Принципы управления транспортной системой РФ.

3. Иерархическая вертикаль управления системой морского транспорта РФ. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ. 
Лекционные занятия:

1. Концепция «удобных флагов».

2. Флот России и проблемы его развития.

3. Российский морской реестр судов (РМРС)

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Проблемы регистрации под "удобными флагами" 

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 2.2. Современное состояние морского транспорта РФ. 
Самостоятельная работа:

Сущность управления системой морского транспорта РФ 

19
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 3. Организационные аспекты управления перевозками и работой флота
 
Лекционные занятия:

1. Коммерческий аспект перевозочного процесса.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Технологическая составляющая морской перевозки. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Цепь ответственности при организации эксплуатации флота. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 3.1. Морская перевозка и её аспекты.
Практические занятия:

Перевозки морского транспорта.

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Виды судоходства.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Линейное судоходство.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Работа флота последовательными рейсами.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

4. Трамповое судоходство.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 3.2. Формы организации перевозок и работы флота. 
Самостоятельная работа:

Организационные аспекты управления перевозками и работой флота

15
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
8 семестр
 
Раздел 4. Оперативное управление флотом судоходной компании
 
Лекционные занятия:

1. Типовая организационная структура судоходной компании.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Функции президента и правления судоходной компании. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании. 
Лекционные занятия:

3. Функции департамента технической эксплуатации флота.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.1. Организационная структура и функции отделов судоходной компании. 
Лекционные занятия:

4. Функции департамента коммерческой эксплуатации флота. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Содержание оперативного управления работой флота и его задачи.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Схема отфрахтования и оперирования флота. 

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.2. Оперативное управление работой флота. 
Практические занятия:

Валютно-финансовые показатели работы флота судоходной компании. 

10
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Планирование работы флота.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Планирование работы судна.

0,5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.3. Оперативное планирование работы флота.
Практические занятия:

Оперативное планирование рейса и анализ эффективности управления работой судна. 

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Сущность оперативного управления работой флота.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Организация взаимодействия при оперативном управлении флотом судоходной компании. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.4. Организация оперативного управления работой флота. 
Практические занятия:

Выбор оптимального варианта отфрахтования флота судоходной компании. 

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Понятие и сущность профессионального судового менеджмента.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Характеристика судовладельческих компаний, передающих свои суда в менеджмент. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

3. Компании профессионального судового менеджмента. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 4.5. Профессиональный судовой менеджмент. 
Самостоятельная работа:

Оперативное управление флотом судоходной компании 

49
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Раздел 5. Пополнение флота судоходной компании 
 
Лекционные занятия:

1. Приобретение флота за счёт собственных средств компании. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.1. Источники финансирования приобретения флота. 
Лекционные занятия:

2. Пополнение флота за счёт привлечённых средств.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Вид груза и конструкция судна. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:

2. Соответствие типа судна характеру транспортных операций. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.2. Выбор типа приобретаемого судна.
Лекционные занятия:

3. Соответствие типа судна маркетинговой политике судоходной компании.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Причины продажи и покупки судов компании. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.3. Сравнительная характеристика вариантов приобретения флота. 
Лекционные занятия:

2. Преимущества и недостатки приобретения новых судов и судов

«second-hand».

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

1. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов по пополнению флота судоходной компании.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Лекционные занятия:

2. Мониторинг инвестиционных проектов судоходной компании.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Оценка эффективности инвестиционного проекта судоходной компании по приобретению судов. 

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Практические занятия:

Определение критических значений работы судна при различных формах отфрахтования. 

9
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
Тема 5.4. Оценка эффективности и мониторинг инвестиционных проектов по приобретению флота.
Самостоятельная работа:

Пополнение флота судоходной компании 

49
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-1.4,ПК-1.5,ПК-1.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Управление деятельностью судоходной компании» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Винников В.В.  Экономика предприятия морского транспорта (экономика морских перевозок):учебник для вузов водного транспорта. - Латстар, 2011. - 
 
2. В. И. Шатров Устройство и управление маломерным судном Шлюпка ЯЛ-6 [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2004. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49245.html  
 
3. Ю. А. Ерохин Управление безопасностью плавания [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46343.html 
 
4. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46338.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Л.Р. Аксютин Общий курс морского транспорта:конспект лекций. - Латстар, 1998. - 
 
2. Бизнес-план транспортной компании:методические указания к выполнению курсовой работы. - ГМА, . - 
 
3. Н.Г.Венщик Повышение конкурентоспособности судоходных компаний:. - Транспорт, 2001. - 
 
4. В.А. Прокофьев, Т.А. Вепринская Управление работой морского флота :учебник. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2010. - 
 
5. Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина Управление конкурентоспособностью [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79818.html 
 
6. Т. В. Воробьева Управление инвестиционным проектом [Электронный ресурс]:. - Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79731.html  
 
7. Н. И. Кудачкин, А. В. Орлов Технология и организация перевозок, управление транспортным процессом (лабораторные и практические работы, примеры, задачи) [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46337.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.