ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Философия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- закономерности и особенности социально- исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
Уметь:
- находить общее и особенное в развитии разных культур
Владеть:
- этикой общения с представителями разных культур
- ценность разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Уметь:
- различать особенности общества различных эпох
Владеть:
- навыками толерантного общения с представителями других культур
- особенности философии восточных и западной культуры
Уметь:
- выделять общее и особенное в западной и восточной культуре
Владеть:
- навыками адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
- принципы этики, сформированные в истории философии и культуры
Уметь:
- ориентироваться мире культурного многообразия
Владеть:
- навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
часов
1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.
2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.
3. Структура и функции философии. Философские школы и течения.
1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.
2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.
3. Структура и функции философии.
4. Викторина-диспут по теме занятия.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Философия Древней Индии. Веданта. Йога.
2. Буддизм как система самосовершенствования человека.
3. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.
1. Идеи о Брахмане и Атмане в индийской философии. Веданта
2. Буддизм о преодолении желаний.
3. Йога и ее разновидности.
4. Конфуцианство о небесном порядке вещей и «благородном муже».
5. Даосизм и его значение.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Софисты и Сократ.
2. Учение Платона об идеях и душе.
3. Онтология и политика Аристотеля.
4. Философские школы поздней античности: стоики, эпикурейцы, скептики
1. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма.
2. Идеализм Платона
3. Аристотель
4. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья.
Контрольная работа № 1
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
4. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.
2. Философия Г. В. Ф. Гегеля.
3. Философия Людвига Фейербаха.
1. Основные идеи и представители Просвещения. Философия Просвещения и Великая французская революция.
2. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.
3. Философия Г. В. Ф. Гегеля.
4. Философия Людвига Фейербаха.
Контрольная работа № 2.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.
2. Позитивизм и прагматизм.
3. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.
1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.
2. Деятельность и общение как факторы развития личности. Загорский эксперимент.
3. Теория праздного класса Т. Веблена
4. Позитивизм и прагматизм.
5. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Неопозитивизм (логический позитивизм Л. Витгенштейна, «Венский кружок» и др.).
2. Философия бессознательного.
Фрейдизм и неофрейдизм: К.Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм.
3. Экзистенциальная философия о кризисе человека в современном мире и путях его преодоления.
1. Биография и философия В. Франкла
2. Философия Э. Фромма
3. Экзистенциализм Ж-П. Сартра
4. Философия А. Камю
5. Философские взгляды А. Маслоу. Дефицитарные и бытийные потребности. Самоактуализация.
6. Позитивизм и его эволюция
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизаци
1. Принцип и навык проактивности как базовый принцип личной эффективности
2. Принцип и навык целеполагания
3. Принцип и навык планирования
4. Принцип и навык коммуникации в стиле «выигрыш»-«выигрыш»
5. Принцип и навык эмпатии
6. Принцип и навык синергии
7. Принцип и навык самообновления «затачивайте пилу»
Контрольная работа № 3.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.