2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Философия_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
26.03.01 – Б1.О.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Философия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Философия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- закономерности и особенности социально- исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

Уметь:

- находить общее и особенное в развитии разных культур

Владеть:

- этикой общения с представителями разных культур

УК-5.1 Знает закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
 
 
Знать:

- ценность разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Уметь:

- различать особенности общества различных эпох

Владеть:

- навыками толерантного общения с представителями других культур

УК-5.2 Умеет понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности философии восточных и западной культуры

Уметь:

- выделять общее и особенное в западной и восточной культуре

Владеть:

- навыками адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-5.3 Владеет простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы этики, сформированные в истории философии и культуры

Уметь:

- ориентироваться мире культурного многообразия

Владеть:

- навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Владеет навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Философия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
14
14
В том числе: 
Лекционные занятия
6
6
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
58
58
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.

2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.

3. Структура и функции философии. Философские школы и течения. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.

2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.

3. Структура и функции философии.

4. Викторина-диспут по теме занятия.

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1. Специфика философии
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Философия Древней Индии. Веданта. Йога.

2. Буддизм как система самосовершенствования человека.

3. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2. Философия Востока 
Практические занятия:

1. Идеи о Брахмане и Атмане в индийской философии. Веданта

2. Буддизм о преодолении желаний.

3. Йога и ее разновидности.

4. Конфуцианство о небесном порядке вещей и «благородном муже».

5. Даосизм и его значение. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2. Философия Востока 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Софисты и Сократ.

2. Учение Платона об идеях и душе.

3. Онтология и политика Аристотеля.

4. Философские школы поздней античности: стоики, эпикурейцы, скептики

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма.

2. Идеализм Платона

3. Аристотель

4. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья.

Контрольная работа № 1

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 3. Философия Античности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

6
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.

2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.

2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

4. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 4. Философия Средних Веков, Возрождения и Нового времени 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

7
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.

2. Философия Г. В. Ф. Гегеля.

3. Философия Людвига Фейербаха. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Основные идеи и представители Просвещения. Философия Просвещения и Великая французская революция.

2. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.

3. Философия Г. В. Ф. Гегеля.

4. Философия Людвига Фейербаха.

Контрольная работа № 2. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 5. Эпоха Просвещения XVIII в. и Немецкая классическая философия
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

7
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 6. Западная философия XIX в. 
Лекционные занятия:

1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.

2. Позитивизм и прагматизм.

3. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.

2. Деятельность и общение как факторы развития личности. Загорский эксперимент.

3. Теория праздного класса Т. Веблена

4. Позитивизм и прагматизм.

5. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 6. Западная философия XIX в. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

7
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Неопозитивизм (логический позитивизм Л. Витгенштейна, «Венский кружок» и др.).

2. Философия бессознательного.

Фрейдизм и неофрейдизм: К.Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм.

3. Экзистенциальная философия о кризисе человека в современном мире и путях его преодоления. 

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

1. Биография и философия В. Франкла

2. Философия Э. Фромма

3. Экзистенциализм Ж-П. Сартра

4. Философия А. Камю

5. Философские взгляды А. Маслоу. Дефицитарные и бытийные потребности. Самоактуализация.

6. Позитивизм и его эволюция 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 7. Западная философия XX в. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизаци

8
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Принцип и навык проактивности как базовый принцип личной эффективности

2. Принцип и навык целеполагания

3. Принцип и навык планирования

4. Принцип и навык коммуникации в стиле «выигрыш»-«выигрыш»

5. Принцип и навык эмпатии

6. Принцип и навык синергии

7. Принцип и навык самообновления «затачивайте пилу»

Контрольная работа № 3.

1
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 8. Философия личной эффективности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

7
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Философия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.