2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Русский язык и культура речи_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
26.03.01 – Б1.О.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Дробот Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы строения языка, содержание основных разделов русского языка, особенности основных языковых категорий.

Уметь:

- строить речевое взаимодействие согласно правилам русского языка. Владеть: техникой речевой коммуникации, опираясь на современное состояние культуры.

Владеть:

УК-4.1 Знает принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках
 
 
 
 
 
Знать:

- правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации,

Уметь:

- логически верно организовывать устную и письменную речь, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, проводить лингвистический анализ текста (анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме).

Владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, навыками решения практических задач.

УК-4.2 Знает правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы делового общения на русском и иностранном языке, особенности межкультурной коммуникации в деловой сфере.

Уметь:

- грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, публично выступать, формировать профессиональный дискурс на русском и иностранном языке.

Владеть:

- навыками публичной речи, навыками аннотирования и реферирования по специальности, навыками делового общения и этикой речевой коммуникации.

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.3 Умеет применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках
 
 
 
 
 
Знать:

- техники чтения, интонационные конструкции, способы перевода устойчивых выражений, применяемых в профессиональной сфере.

Уметь:

- применять полученные умения и навыки в области чтения и перевода на практике, как в устной, так и в письменной речи.

Владеть:

- профессиональной лексикой, терминологий, применяемой в профессиональной сфере на русском и иностранном языках.

УК-4.4 Владеет навыками чтения и перевода текстов на иностранном языке в профессиональном общении
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы построения деловой коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках

Уметь:

- грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, беседу, публично выступать на русском и иностранном языках.

Владеть:

- навыками деловой коммуникации в профессиональной области в устной и письменной форме на русском и иностранном языках

УК-4.5 Владеет навыками деловых коммуникаций в устной и письменной форме на русском и иностранном языках
 
 
 
 
 
Знать:

- нормы стилистики, основы ораторского искусства и аргументации и рассуждения, в рамках которых осуществляется деловая коммуникация на русском и иностранном языках.

Уметь:

- свободно выражать свои мысли, строить грамматически и лексически верные суждения с использованием разнообразных языковых средств в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках с учетом стилистических особенностей и с целью адекватного межкультурного и профессионального диалога.

Владеть:

- методикой составления суждения, поиска аргументов в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.6 Владеет методикой составления суждения в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Деловой английский язык
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
48
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Язык 
 
Тема 1.1 Из истории русского языка. Происхождение русского языка. Его место в системе языка 
Лекционные занятия:

Исторические факты происхождения русского языка. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Место русского языка в языковой системе. Интересные факты о русском языке

0,5
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 1.2 Русский язык в современном мире. 
Практические занятия:

Место и значение русского языка в современном обществе. Русский язык как иностранный. Русский язык как международный. Русский язык в интернет-пространстве

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 1.3 Язык - знаковая система. 
Лекционные занятия:

Формы языка.

Естественные и искусственные языки. Формы языка (территориальные диалекты, просторечия, жаргоны, арго, сленги) 

0,5
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Практические занятия:

Коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная, эстетическая, волюнтативная.

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 1.4 Функции языка 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

10
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Раздел 2. Стиль 
 
Тема 2.1 Функциональные стили русского языка. 
Лекционные занятия:

Понятие стиля, классификация стилей, основные признаки 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Практические занятия:

Область применения и отличительные особенности 

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 2.2 Научный стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическому занятию: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.1 Культура речи. Понятие о языковой норме.
Лекционные занятия:

Понятие культуры речи. Особенности культуры речи. Языковая норма. Виды норм 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.2 Грамматическая норма. Лексическая норма. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. 
Практические занятия:

Основная характеристика норм в русском языке. Факторы, влияющие на изменение норм. Словари 

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.3 Слово и его значение в речи. Синонимы. Антонимы. Паронимы. 
Лекционные занятия:

Лексическое значение слова. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Оттенки значений. Семантические и стилистические синонимы. Фразеологизмы-синонимы. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Отличие многозначных слов от омонимов  

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.4 Иноязычные слова в современном русском языке. 
Практические занятия:

Причины появления заимствований. Языковые признаки заимствованных слов. Сфера употребления и способы заимствования 

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.5 Этика речевой коммуникации. Основные понятия. Речевая ситуация. 
Лекционные занятия:

Понятие этики речевой коммуникации. Формулы и функции речевой коммуникации. Деловой телефонный разговор. 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.6 Особенности речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации. 
Практические занятия:

Особенности речевой коммуникации в культурах разных стран.

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.7 Организация вербального взаимодействия. 
Лекционные занятия:

Принципы речевого взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Основные виды речи-диалог, монолог

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.8 Невербальные средства общения. 
Практические занятия:

Классификация невербальных средств общения. История возникновения невербальных средств общения. Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации. Невербальные сигналы в профессиональной сфере деятельности.

2
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.9 Основы ораторской речи. Оратор и аудитория. 
Лекционные занятия:

Оратор и ораторское искусство. Требование к оратору. Аудитория. Ее разновидности. 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.10 Способы словесного оформления публичного выступления.
Практические занятия:

Подготовка публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Логическая пауза, речевой такт, темп речи. 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.11 Слушание публичного выступления. 
Лекционные занятия:

Группы слушателей. Как слушать. Основные принципы. Техника записи. 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Практические занятия:

Коммуникативная неудача: понятие. Виды и причины языковых ошибок. Способы преодоления коммуникативных барьеров. Особенности русского национального характера, влияющие на коммуникативное поведение. 

1
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
Тема 3.12 Причины коммуникативных неудач. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

24
УК-4.1,УК-4.2,УК-4.3,УК-4.4,УК-4.5,УК-4.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Русский язык и культура речи» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.