ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Русский язык и культура речи»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основы строения языка, содержание основных разделов русского языка, особенности основных языковых категорий.
Уметь:
- строить речевое взаимодействие согласно правилам русского языка. Владеть: техникой речевой коммуникации, опираясь на современное состояние культуры.
Владеть:
- правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации,
Уметь:
- логически верно организовывать устную и письменную речь, самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас, проводить лингвистический анализ текста (анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме).
Владеть:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, навыками решения практических задач.
- принципы делового общения на русском и иностранном языке, особенности межкультурной коммуникации в деловой сфере.
Уметь:
- грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, публично выступать, формировать профессиональный дискурс на русском и иностранном языке.
Владеть:
- навыками публичной речи, навыками аннотирования и реферирования по специальности, навыками делового общения и этикой речевой коммуникации.
- техники чтения, интонационные конструкции, способы перевода устойчивых выражений, применяемых в профессиональной сфере.
Уметь:
- применять полученные умения и навыки в области чтения и перевода на практике, как в устной, так и в письменной речи.
Владеть:
- профессиональной лексикой, терминологий, применяемой в профессиональной сфере на русском и иностранном языках.
- принципы построения деловой коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках
Уметь:
- грамотно вести телефонный разговор, деловую переписку, беседу, публично выступать на русском и иностранном языках.
Владеть:
- навыками деловой коммуникации в профессиональной области в устной и письменной форме на русском и иностранном языках
- нормы стилистики, основы ораторского искусства и аргументации и рассуждения, в рамках которых осуществляется деловая коммуникация на русском и иностранном языках.
Уметь:
- свободно выражать свои мысли, строить грамматически и лексически верные суждения с использованием разнообразных языковых средств в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках с учетом стилистических особенностей и с целью адекватного межкультурного и профессионального диалога.
Владеть:
- методикой составления суждения, поиска аргументов в межличностном деловом общении на русском и иностранном языках
часов
Исторические факты происхождения русского языка. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Место русского языка в языковой системе. Интересные факты о русском языке
Место и значение русского языка в современном обществе. Русский язык как иностранный. Русский язык как международный. Русский язык в интернет-пространстве
Формы языка.
Естественные и искусственные языки. Формы языка (территориальные диалекты, просторечия, жаргоны, арго, сленги)
Коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная, эстетическая, волюнтативная.
Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Понятие стиля, классификация стилей, основные признаки
Область применения и отличительные особенности
Подготовка к практическому занятию: подбор материала, его анализ и систематизация
Понятие культуры речи. Особенности культуры речи. Языковая норма. Виды норм
Основная характеристика норм в русском языке. Факторы, влияющие на изменение норм. Словари
Лексическое значение слова. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Оттенки значений. Семантические и стилистические синонимы. Фразеологизмы-синонимы. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Отличие многозначных слов от омонимов
Причины появления заимствований. Языковые признаки заимствованных слов. Сфера употребления и способы заимствования
Понятие этики речевой коммуникации. Формулы и функции речевой коммуникации. Деловой телефонный разговор.
Особенности речевой коммуникации в культурах разных стран.
Принципы речевого взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Основные виды речи-диалог, монолог
Классификация невербальных средств общения. История возникновения невербальных средств общения. Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации. Невербальные сигналы в профессиональной сфере деятельности.
Оратор и ораторское искусство. Требование к оратору. Аудитория. Ее разновидности.
Подготовка публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи. Логическая пауза, речевой такт, темп речи.
Группы слушателей. Как слушать. Основные принципы. Техника записи.
Коммуникативная неудача: понятие. Виды и причины языковых ошибок. Способы преодоления коммуникативных барьеров. Особенности русского национального характера, влияющие на коммуникативное поведение.
Подготовка к семинарам и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.