ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.03.01 – Б1.О.15 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.03.01 – Б1.О.15 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Основы Российской государственности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.03.01 – Б1.О.15 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Основы Российской государственности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы Российской государственности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- закономерности, основные события и особенности истории полиэтнического и поликонфессионального Российского государства;
- общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России
Уметь:
Владеть:
УК-5.1 Знает закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
Знать:
Уметь:
- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально- нравственных ориентиров
Владеть:
УК-5.2 Умеет понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Знать:
Уметь:
Владеть:
- комплексом знаний о социокультурных и конфессиональных различиях социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории
УК-5.3 Владеет простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Владеет навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы Российской государственности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Что такое Россия
Лекционные занятия:
Природно-экономические ресурсы
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Географические факторы и природные ресурсы.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 1.1 Природно-экономические ресурсы
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Лекционные занятия:
Народы, религия, культура России.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Многообразие российских регионов.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Испытания и победы России
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Герои страны, герои России
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 1.2 Народы, религия, культура России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Раздел 2. Российское государство-цивилизация
Лекционные занятия:
Государство-нация и государство-цивилизация. Россия как государство-цивилизация
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Применимость и альтернативы цивилизационного подхода
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Российская цивилизация в академическом дискурсе
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Лекционные занятия:
Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Ценностные вызовы современной политики
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Российская цивилизационная идентичность на современном этапе
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 2.1 Российское государство-цивилизация
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Лекционные занятия:
Ценностно-смысловые основания российского мировоззрения
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Концепт мировоззрения в социальных науках
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Системная модель мировоззрения
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Лекционные занятия:
Философские основания российского мировоззрения
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Ценности российской цивилизации
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Мировоззрение и государство
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 3.1 Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Раздел 4. Политическое устройство России
Лекционные занятия:
Природа политической власти.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 4.1 Политическое устройство России
Практические занятия:
Власть и легитимность в конституционном преломлении
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Уровни и ветви власти
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Лекционные занятия:
Политические институты и уровни власти. Правовое регулирование.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Планирование будущего. Национальные проекты и государственные программы.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Гражданское участие и гражданское общество в современной России.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 4.1 Политическое устройство России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
Лекционные занятия:
Технологические, климатические и ресурсные вызовы человечества
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Россия и глобальные вызовы
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Внутренние вызовы общественного развития
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Лекционные занятия:
Цивилизационные вызовы человечеству
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Образы будущего России
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Практические занятия:
Ориентиры стратегического развития России
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
Тема 5.1 Вызовы будущего и развитие страны
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы Российской государственности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.