2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Метрология_ стандартизация_ сертификация_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация, сертификация»
26.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация, сертификация»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация, сертификация»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Семергей С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- правила пользования стандартами и другой нормативной документацией, связанной с профессиональной деятельностью.

Уметь:

Владеть:

ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками применения стандартов и другой нормативной документации, связанной с профессиональной деятельностью.

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы стандартизации и сертификации.

Уметь:

Владеть:

ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять основные требования стандартизации и сертификации при эксплуатации гидрографического оборудования.

Владеть:

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками использования документации, связанной с вопросами стандартизации и сертификации, при эксплуатации гидрографического оборудования.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы метрологии, способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.

Уметь:

Владеть:

ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.

Владеть:

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками работы с измерительными приборами и инструментами, методами обеспечения взаимозаменяемости деталей и единства измерений.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Метрология, стандартизация, сертификация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Механика
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Теория ошибок
 
- Информатика
 
- Начертательная геометрия и инженерная графика
 
- Экология
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
 
- Гидрография
 
- Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
 
- Эксплуатация гидрографических судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
6
6
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
72
72
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Метрология
 
Лекционные занятия:

Введение. Предмет и объект дисциплины.

Основные понятия курса. Метрология, стандартизация, сертификация как инструменты управления качеством. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов сущности качества, и метрологии, стандартизации, сертификации, как инструментов управления им. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.1 
Самостоятельная работа:

Введение. Предмет и объект дисциплины.

Основные понятия курса. Метрология, стандартизация, сертификация как инструменты управления качеством.

4
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основы теории измерений. Единство измерений. Методы измерений.

Погрешности измерений. Составляющие погрешностей измерений: погрешность метода, погрешность отсчёта, погрешность интерполяции, случайные и грубые погрешности. Эталоны. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов, касающихся получения результатов измерений.

Решение задач. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.2 
Самостоятельная работа:
10
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Меры. Калибры. Измерительные инструменты. Измерительные приборы и их классификация. Автоматизированные измерительные системы и комплексы.

Системы единиц физических величин.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов касающихся средств измерения и их использования 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.3
Самостоятельная работа:

Меры. Калибры. Измерительные инструменты. Измерительные приборы и их классификация. Автоматизированные измерительные системы и комплексы.

Системы единиц физических величин. 

8
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Организационная структура Государственной метрологической службы. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

Международные метрологические организации и их взаимодействие с национальными. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов Управления метрологической деятельностью на национальном и международном уровнях. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.4 
Самостоятельная работа:

Организационная структура Государственной метрологической службы. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

Международные метрологические организации и их взаимодействие с национальными. 

8
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 2. Стандартизация 
 
Лекционные занятия:

Понятие, цели, задачи и составные элементы стандартизации. Объекты стандартизации и их характеристика. Роль стандартизации в хозяйственной деятельности и её экономическое значение. Принципы, функции и задачи стандартизации. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов касающихся смысла и значения стандартизации 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.1 
Самостоятельная работа:

Понятие, цели, задачи и составные элементы стандартизации. Объекты стандартизации и их характеристика. Роль стандартизации в хозяйственной деятельности и её экономическое значение. Принципы, функции и задачи стандартизации.

6
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Объекты и субъекты стандартизации.

Методы стандартизации. Структура стандартов. Порядок разработки стандартов Использование стандартов. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Обсуждение вопросов системы стандартизации и разработки стандартов 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.2 
Самостоятельная работа:

Объекты и субъекты стандартизации.

Методы стандартизации. Структура стандартов. Порядок разработки стандартов Использование стандартов 

8
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Системы стандартов. Управление деятельностью по стандартизации на национальном и международном уровнях. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов, касающихся управления стандартизацией на национальном и международном уровнях

2
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.3 
Самостоятельная работа:

Системы стандартов. Управление деятельностью по стандартизации на национальном и международном уровнях.

6
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 3. Сертификация 
 
Лекционные занятия:

Сущность и значение сертификации.

Основные понятия сертификации. Цели, принципы, методы и формы сертификации.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов сущности и значения сертификации и её организационной основы 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3.1 
Самостоятельная работа:

Сущность и значение сертификации.

Основные понятия сертификации. Цели, принципы, методы и формы сертификации. 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Порядок проведения сертификации.

Схемы сертификации и их характеристика. Особенности сертификации разных объектов 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Рассмотрение вопросов проведения сертификации. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3.2 
Самостоятельная работа:

Порядок проведения сертификации.

Схемы сертификации и их характеристика. Особенности сертификации разных объектов 

8
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.