ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация, сертификация»
26.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация, сертификация»
26.03.01 – Б1.О.17 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация, сертификация»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- правила пользования стандартами и другой нормативной документацией, связанной с профессиональной деятельностью.
Уметь:
Владеть:
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками применения стандартов и другой нормативной документации, связанной с профессиональной деятельностью.
ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Знать:
- основы стандартизации и сертификации.
Уметь:
Владеть:
ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
Знать:
Уметь:
- применять основные требования стандартизации и сертификации при эксплуатации гидрографического оборудования.
Владеть:
ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками использования документации, связанной с вопросами стандартизации и сертификации, при эксплуатации гидрографического оборудования.
ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
Знать:
- основы метрологии, способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.
Уметь:
Владеть:
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
Уметь:
- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.
Владеть:
ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками работы с измерительными приборами и инструментами, методами обеспечения взаимозаменяемости деталей и единства измерений.
ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Метрология, стандартизация, сертификация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Общая электротехника и электроника
- Начертательная геометрия и инженерная графика
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
- Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Эксплуатация гидрографических судов
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекционные занятия:
Введение. Предмет и объект дисциплины.
Основные понятия курса. Метрология, стандартизация, сертификация как инструменты управления качеством.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов сущности качества, и метрологии, стандартизации, сертификации, как инструментов управления им.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Введение. Предмет и объект дисциплины.
Основные понятия курса. Метрология, стандартизация, сертификация как инструменты управления качеством.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Основы теории измерений. Единство измерений. Методы измерений.
Погрешности измерений. Составляющие погрешностей измерений: погрешность метода, погрешность отсчёта, погрешность интерполяции, случайные и грубые погрешности. Эталоны.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов, касающихся получения результатов измерений.
Решение задач.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Меры. Калибры. Измерительные инструменты. Измерительные приборы и их классификация. Автоматизированные измерительные системы и комплексы.
Системы единиц физических величин.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов касающихся средств измерения и их использования
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Меры. Калибры. Измерительные инструменты. Измерительные приборы и их классификация. Автоматизированные измерительные системы и комплексы.
Системы единиц физических величин.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Организационная структура Государственной метрологической службы. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
Международные метрологические организации и их взаимодействие с национальными.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов Управления метрологической деятельностью на национальном и международном уровнях.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Организационная структура Государственной метрологической службы. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
Международные метрологические организации и их взаимодействие с национальными.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Понятие, цели, задачи и составные элементы стандартизации. Объекты стандартизации и их характеристика. Роль стандартизации в хозяйственной деятельности и её экономическое значение. Принципы, функции и задачи стандартизации.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов касающихся смысла и значения стандартизации
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Понятие, цели, задачи и составные элементы стандартизации. Объекты стандартизации и их характеристика. Роль стандартизации в хозяйственной деятельности и её экономическое значение. Принципы, функции и задачи стандартизации.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Объекты и субъекты стандартизации.
Методы стандартизации. Структура стандартов. Порядок разработки стандартов Использование стандартов.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Обсуждение вопросов системы стандартизации и разработки стандартов
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Объекты и субъекты стандартизации.
Методы стандартизации. Структура стандартов. Порядок разработки стандартов Использование стандартов
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Системы стандартов. Управление деятельностью по стандартизации на национальном и международном уровнях.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов, касающихся управления стандартизацией на национальном и международном уровнях
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Системы стандартов. Управление деятельностью по стандартизации на национальном и международном уровнях.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Сущность и значение сертификации.
Основные понятия сертификации. Цели, принципы, методы и формы сертификации.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов сущности и значения сертификации и её организационной основы
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Сущность и значение сертификации.
Основные понятия сертификации. Цели, принципы, методы и формы сертификации.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Лекционные занятия:
Порядок проведения сертификации.
Схемы сертификации и их характеристика. Особенности сертификации разных объектов
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Практические занятия:
Рассмотрение вопросов проведения сертификации.
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
Самостоятельная работа:
Порядок проведения сертификации.
Схемы сертификации и их характеристика. Особенности сертификации разных объектов
ОПК-6.1,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Метрология, стандартизация, сертификация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.