ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.03.01 – Б1.О.18 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Правоведение»
26.03.01 – Б1.О.18 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Правоведение»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Правоведение» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Правоведение»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- права и свободы человека и гражданина;
- государственное устройство Российской Федерации;
- основания возникновения и состав правоотношений;
- виды и основания юридической ответственности;
- основы российской правовой системы и законодательства, структуру и компетенцию государственных органов, в то числе судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов;
- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности
Уметь:
Владеть:
УК-2.3 Знает действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Знать:
Уметь:
- понимать и анализировать правовые проблемы;
- использовать знания дисциплины в качестве методологии анализа разнообразных социально-политических, экономических и правовых процессов;
- анализировать и систематизировать полученные знания;
- проводить исследовательскую деятельность, использовать нормы права и принципы правового регулирования при разрешении поставленных задач;
- логически грамотно выражать свою точку зрения по юридически-правовой проблематике
Владеть:
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.6 Умеет использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Владеть:
- основными теоретическими положениями и конституциональными вопросами государства и права;
- навыками ведения дискуссий в области исторического развития мира и российского государства на основе знания понятийно-категориального аппарата науки правоведения;
- нормативно-правовой базой основных отраслей права Российской Федерации
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.9 Владеет навыками работы с нормативно-правовой документацией.
Знать:
- понятие, особенности и последствия коррупционного поведения в профессиональной деятельности
Уметь:
Владеть:
УК-10.1 Знает понятие, особенности и последствия коррупционного поведения в профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
- анализировать и выявлять виды и особенноти коррупционного поведения в профессиональной деятельности и формировать к нему нетерпимое отношение
Владеть:
УК-10.2 Умеет анализировать и выявлять виды и особенности коррупционного поведения в профессиональной деятельности и формировать к нему нетерпимое отношение
Знать:
Уметь:
Владеть:
- идеологическими методами формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению
УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УК-10.3 Владеет идеологическими методами формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению
Знать:
- установленную ответственность за нарушение договорных обязательств, требований безопасности, загрязнение окружающей среды.
Уметь:
Владеть:
ОПК-2.1 Знает основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Знать:
Уметь:
- выполнять профессиональные задачи с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Владеть:
ОПК-2 Осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и иных ограничений
ОПК-2.2 Умеет учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками учета правовых факторов и принципов правового регулирования при осуществлении профессиональной деятельности.
ОПК-2 Осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и иных ограничений
ОПК-2.3 Владеет навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Правоведение» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Основы Российской государственности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Лекционные занятия:
1. Основные теории происхождения государства.
2. Типы государств, формы государственного устройства, политические режимы.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Государство как аппарат управления обществом.
Признаки, функции государства.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 1.1 Сущность государства, его признаки и функции
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Право в объективном и субъективном смыслах.
2. Понятие и сущность права.
3. Основные принципы права.
4. Функции права
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Правовые системы современности и их особенности.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Источники права и их особенности.
2. Система права. Соотношение права и государства.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 1.3 Право - как регулятор общественных отношений
Практические занятия:
Право от обычая до закона.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 1.3 Право - как регулятор общественных отношений
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Раздел 2. Основные отрасли права
Лекционные занятия:
1. Предмет и сущность конституционных правоотношений.
2. Особенности правового регулирования конституционных правоотношений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Основы конституционного права.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 2.1 Конституционное право
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Характеристика Российской Федерации как государства.
2. Федеративное устройство Российской Федерации.
3. Система органов государственной власти России
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 2.2 Конституционный строй России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Характеристика гражданского права как отрасли права.
2. Предмет гражданского права.
3. Особенности правового регулирования гражданских правоотношений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Основы гражданского права.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 2.3 Гражданское право
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Характеристика административного права как отрасли права.
2. Предмет административного права.
3. Особенности правового регулирования административных правоотношений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Понятие и сущность административных правоотношений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 2.4 Административное право
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Характеристика трудового права как отрасли права.
2. Предмет трудового права.
3. Особенности правового регулирования трудовых правоотношений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Трудовые отношения и трудовой договор.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Лекционные занятия:
1. Понятие и виды юридической ответственности.
2. Понятие и виды правонарушений.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Практические занятия:
Юридическая ответственность: сущность и значение.
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
Тема 2.6 Понятие и виды юридической ответственности
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
УК-2.3,УК-2.6,УК-2.9,УК-10.1,УК-10.2,УК-10.3,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Правоведение» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.