ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.03.01 – Б1.О.09 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.03.01 – Б1.О.09 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
Владеть:
УК-8.1 Знает классификацию и источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
Знать:
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
Владеть:
УК-8.2 Знает причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций
Знать:
- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;
- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения
Уметь:
Владеть:
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Знает принципы организации безопасности труда на предприятии, технические средства защиты людей в условиях чрезвычайной ситуации
Знать:
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
УК-8.4 Умеет поддерживать безопасные условия жизнедеятельности
Знать:
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
УК-8.5 Умеет выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций
Знать:
Уметь:
- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;
- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;
- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях
Владеть:
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.6 Умеет оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности и принимать меры по ее предупреждению
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
УК-8.7 Владеет методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;
- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.8 Владеет навыками по применению основных методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения
Лекционные занятия:
Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Человек-среда обитания»
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа».
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Взаимодействие человека со средой обитания.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Компоненты здорового образа жизни
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Безопасность, как одна из основных потребностей человека.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Формирование безопасной среды обитания.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Экологическая, промышленная, производственная безопасности.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Транспортная и пожарная безопасность.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Характеристика разновидностей систем безопасности.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Безопасность и устойчивое развитие.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Безопасность и демография.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Понятие «опасность» Классификация опасностей.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Причины проявления опасности.
Опасность – как явление реального мира.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Правила поведения в опасной ситуации
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Классификация социальных опасностей
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Разработка и использование схемы эвакуации.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Характеристика опасностей и их источников.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Причинно-следственная зависимость при реализации опасности. Дерево опасностей.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Человек, как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах опасностей.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Режимы функционирования РСЧС
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Риск. Теория Риска. Классификация риска.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Расчет приемлемого и неприемлемого риска
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Вред, ущерб – виды и характеристики.
Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Современные уровни риска опасных событий.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Лекционные занятия:
Чрезвычайные ситуации – общие понятие, основные виды.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Практические занятия:
Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
Самостоятельная работа:
Аудит и сертификация состояния безопасности.
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,УК-8.4,УК-8.5,УК-8.6,УК-8.7,УК-8.8
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.