ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Физика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики;
- принцип действия современной научной аппаратуры, приборов и механизмов, работа которых основана на законах физики;
- методы теоретического и экспериментального исследования в физике;
- основные методики выполнения экспериментов, исследований физических явлений и проведения измерений физических величин
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- применять физические законы для решения задач теоретического, экспериментального и прикладного характера в своей профессиональной деятельности;
- анализировать и систематизировать полученные знания;
- моделировать физические и технологические процессы;
- самостоятельно приобретать новые знания по физике, используя современные информационные технологии;
- работать с приборами и инструментами;
- профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методами и навыками проведения физических исследований и экспериментов;
- современными средствами измерений и методами проведения измерений;
- методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;
- фундаментальными знаниями, позволяющими самостоятельно разобраться в специальных вопросах, используя новейшие достижения в области физики и смежных наук;
- навыками эксплуатации измерительной техники в профессиональной деятельности.
часов
Разновидность физических величин. Основные единицы СИ. Физические модели.
Пространство и время. Кинематическое описание движения. Прямолинейное движение точки. Движение точки по окружности. Угловая скорость и угловое ускорение. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Нормальное и тангенциальное ускорения.
Изучение поступательного движения
Первый закон Ньютона и понятие инерциальной системы отсчета. Второй закон Ньютона как уравнение движения. Третий закон Ньютона и закон сохранения импульса.
Механический принцип относительности Галилея. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Моменты силы, импульса, инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения. Основы релятивистской механики. Постулаты Эйнштейна. Относительность длин и промежутков времени. Импульс релятивистской частицы. Энергия в СТО. Взаимосвязь массы и энергии
Определение ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда
Определение собственного момента инерции тел методом физического маятника
Закон сохранения импульса и однородность пространства. Реактивное движение. Центр инерции. Теорема о движении центра инерции. Работа и кинетическая энергия. Мощность. Консервативные и неконсервативные силы.
Потенциальная энергия.
Полная механическая энергия. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии в механике. Закон сохранения момента импульса.
Изучение закона сохранения импульса на примере столкновения тел.
Изучение закона сохранения момента импульса и гироскопического эффекта.
Основные физические свойства жидкостей и газов. Гидростатическое давление и его свойства. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля, его практическое применение. Подъемная сила. Закон Архимеда. Поток жидкости. Уравнение неразрывности движения жидкости.
Уравнение Бернулли. Идеальная и вязкая жидкость.
Динамическая и кинематическая вязкость. Ламинарный и турбулентный режимы движения вязкой жидкости.
Число Рейнольдса. Формула Пуазейля. Силы сопротивления в жидкости. Формула Стокса. Понятие о кавитации.
Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену.
Микро- и макросостояния. Статистический вес. Температура и поступательные степени свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы. Вращательные и колебательные степени свободы. Скорость молекул газа. Закон распределения молекул идеального газа по скоростям. Явления переноса. Давление идеального газа. Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеального газа. Свойства паров, жидкостей и твердых тел. Фазовые равновесия и фазовые переходы. Фазовые диаграммы.
Определение коэффициента теплопроводности методом нагретой нити.
Определение коэффициента вязкости воздуха капиллярным методом.
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Первое начало термодинамики. Теплоемкость. Адиабатный процесс.
Энтропия. Второе начало термодинамики. Третье начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Цикл Карно.
Определение отношения теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и объеме.
Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену.
Электрический заряд и закон его сохранения.
Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Электрическое поле и его характеристики. Работа по перемещению заряда в электростатическом поле. Принцип суперпозиции. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме.
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Энергия электростатического поля. Электроемкость уединенных тел и конденсаторов. Электрическое поле в веществе.
Исследование электростатических полей.
Электрический ток в сплошной среде. Сила и плотность тока. Сопротивление проводников.
Закон Ома для однородного участка цепи. ЭДС.
Закон Ома для замкнутой цепи. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Длина свободного пробега молекул. Электрический ток в газах. Ударная ионизация. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Понятие о плазме. Электрический ток в жидкостях. Законы Фарадея.
Релятивистская природа магнитного поля.
Опыты Эрстеда. Индукция магнитного поля.
Магнитное поле проводника с током. Принцип суперпозиции магнитных полей. Индуктивность. Действие магнитного поля на заряды.
Сила Лоренца. Сила Ампера. Магнитная проницаемость среды.
Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции по Фарадею и Максвеллу.
Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Энергия магнитного поля.
Изучение магнитного поля соленоида с помощью датчика Холла.
Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену.
Характеристики гармонических колебаний.
Свободные незатухающие колебания. Свободные затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.