2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Физика_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.03.01 – Б1.О.12 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.12 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Бабичева Г.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики;

- принцип действия современной научной аппаратуры, приборов и механизмов, работа которых основана на законах физики;

- методы теоретического и экспериментального исследования в физике;

- основные методики выполнения экспериментов, исследований физических явлений и проведения измерений физических величин

Уметь:

Владеть:

ОПК-3.1 Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять физические законы для решения задач теоретического, экспериментального и прикладного характера в своей профессиональной деятельности;

- анализировать и систематизировать полученные знания;

- моделировать физические и технологические процессы;

- самостоятельно приобретать новые знания по физике, используя современные информационные технологии;

- работать с приборами и инструментами;

- профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

Владеть:

ОПК-3 Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Умеет применять основные законы естественнонаучных дисциплин, связанные в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами и навыками проведения физических исследований и экспериментов;

- современными средствами измерений и методами проведения измерений;

- методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;

- фундаментальными знаниями, позволяющими самостоятельно разобраться в специальных вопросах, используя новейшие достижения в области физики и смежных наук;

- навыками эксплуатации измерительной техники в профессиональной деятельности.

ОПК-3 Способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Владеет навыками применения основных законов естественнонаучных дисциплин, связанные в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Механика
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
52
26
26
В том числе: 
Лекционные занятия
24
12
12
Практические занятия
28
14
14
Самостоятельная работа
128
64
64
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Физические основы механики 
 
Лекционные занятия:
2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Разновидность физических величин. Основные единицы СИ. Физические модели.

Пространство и время. Кинематическое описание движения. Прямолинейное движение точки. Движение точки по окружности. Угловая скорость и угловое ускорение. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Нормальное и тангенциальное ускорения.

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1. Кинематика
Практические занятия:

Изучение поступательного движения

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:
3
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2. Динамика 
Практические занятия:

Первый закон Ньютона и понятие инерциальной системы отсчета. Второй закон Ньютона как уравнение движения. Третий закон Ньютона и закон сохранения импульса.

Механический принцип относительности Галилея. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции. Моменты силы, импульса, инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения. Основы релятивистской механики. Постулаты Эйнштейна. Относительность длин и промежутков времени. Импульс релятивистской частицы. Энергия в СТО. Взаимосвязь массы и энергии

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Определение ускорения свободного падения с помощью машины Атвуда 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2. Динамика 
Практические занятия:

Определение собственного момента инерции тел методом физического маятника 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:
3
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Закон сохранения импульса и однородность пространства. Реактивное движение. Центр инерции. Теорема о движении центра инерции. Работа и кинетическая энергия. Мощность. Консервативные и неконсервативные силы.

Потенциальная энергия.

Полная механическая энергия. Связь между потенциальной энергией и силой. Закон сохранения энергии в механике. Закон сохранения момента импульса.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Изучение закона сохранения импульса на примере столкновения тел. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3. Законы сохранения в механике
Практические занятия:

Изучение закона сохранения момента импульса и гироскопического эффекта. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:
2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Основные физические свойства жидкостей и газов. Гидростатическое давление и его свойства. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля, его практическое применение. Подъемная сила. Закон Архимеда. Поток жидкости. Уравнение неразрывности движения жидкости.

Уравнение Бернулли. Идеальная и вязкая жидкость.

Динамическая и кинематическая вязкость. Ламинарный и турбулентный режимы движения вязкой жидкости.

Число Рейнольдса. Формула Пуазейля. Силы сопротивления в жидкости. Формула Стокса. Понятие о кавитации. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 4. Механика жидкостей и газов
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену.

64
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
2 семестр
 
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика 
 
Тема 1. Молекулярная физика 
Лекционные занятия:
2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Микро- и макросостояния. Статистический вес. Температура и поступательные степени свободы. Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы. Вращательные и колебательные степени свободы. Скорость молекул газа. Закон распределения молекул идеального газа по скоростям. Явления переноса. Давление идеального газа. Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеального газа. Свойства паров, жидкостей и твердых тел. Фазовые равновесия и фазовые переходы. Фазовые диаграммы.

14
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Определение коэффициента теплопроводности методом нагретой нити. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1. Молекулярная физика 
Практические занятия:

Определение коэффициента вязкости воздуха капиллярным методом.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:
2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Первое начало термодинамики. Теплоемкость. Адиабатный  процесс.

Энтропия. Второе начало термодинамики. Третье начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Цикл Карно. 

1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Определение отношения теплоемкостей воздуха при постоянном давлении и объеме. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2. Термодинамика
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену. 

18
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 3. Электричество и магнетизм. 
 
Лекционные занятия:
1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Электрический заряд и закон его сохранения.

Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Электрическое поле и его характеристики. Работа по перемещению заряда в электростатическом поле. Принцип суперпозиции. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Энергия электростатического поля. Электроемкость уединенных тел и конденсаторов. Электрическое поле в веществе. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1. Электростатика. 
Практические занятия:

Исследование электростатических полей.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2. Постоянный электрический ток 
Лекционные занятия:
1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 2. Постоянный электрический ток 
Практические занятия:

Электрический ток в сплошной среде. Сила и плотность тока. Сопротивление проводников.

Закон Ома для однородного участка цепи. ЭДС.

Закон Ома для замкнутой цепи. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Длина свободного пробега молекул. Электрический ток в газах. Ударная ионизация. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Понятие о плазме. Электрический ток в жидкостях. Законы Фарадея. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Лекционные занятия:
1
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Релятивистская природа магнитного поля.

Опыты Эрстеда. Индукция магнитного поля.

Магнитное поле проводника с током. Принцип суперпозиции магнитных полей. Индуктивность. Действие магнитного поля на заряды.

Сила Лоренца. Сила Ампера. Магнитная проницаемость среды.

Магнитные свойства вещества. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции по Фарадею и Максвеллу.

Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Энергия магнитного поля.

22
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Практические занятия:

Изучение магнитного поля соленоида с помощью датчика Холла. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 3. Магнитное поле
Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, работа с конспектом лекций, с учебником, справочными материалами, Интернет-ресурсами, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к экзамену. 

10
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Раздел 4. Физика колебаний и волн 
 
Лекционные занятия:
2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
Тема 1. Гармонические колебания
Практические занятия:

Характеристики гармонических колебаний.

Свободные незатухающие  колебания. Свободные затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.