ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии»
26.03.01 – Б1.О.14 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии»
26.03.01 – Б1.О.14 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии»
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Мартемьянов С.В.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информационные технологии»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- принципы поиска, сбора и обработки информации в базах данных
Уметь:
Владеть:
УК-1.1 Знает методики поиска, сбора и обработки информации
Знать:
- актуальные базы данных гидрографической информации
Уметь:
Владеть:
УК-1.2 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности
Знать:
- принципы системного анализа при проектировании баз данных
Уметь:
Владеть:
УК-1.3 Знает метод системного анализа
Знать:
Уметь:
- применять методики поиска, сбора и обработки информации в базах данных
Владеть:
УК-1.4 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации
Знать:
Уметь:
- осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из баз данных
Владеть:
УК-1.5 Умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
Знать:
Уметь:
- применять системный подход при работе с базами данных
Владеть:
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.6 Умеет применять системный подход для решения поставленных задач
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации в базах данных
УК-1.7 Владеет методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методикой системного подхода для решения задач, возникающих при работе с базами данных.
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.8 Владеет методикой системного подхода для решения поставленных задач.
Знать:
- методы использования баз данных при решении стандартных задач профессиональной деятельности
Уметь:
Владеть:
ОПК-1.1 Знает методы применения информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
- применять базы данных при решении стандартных задач профессиональной деятельности
Владеть:
ОПК-1.2 Умеет применять информационно-коммуникационные технологии для решения стандартных задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками использования баз данных при решении стандартных задач профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий
ОПК-1.3 Владеет навыками использования современных информационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
Знать:
- технологии работы с базами данных при решении задач профессиональной деятельности
Уметь:
Владеть:
ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
- формулировать требования к базам данных необходимых для решения задач профессиональной деятельности
Владеть:
ОПК-4.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками применения баз данных для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Информационные технологии» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
- Составление электронных карт
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы построения информационных систем
Лекционные занятия:
Понятийный аппарат информационных технологий. Краткий обзор дисциплины «Информационные технологии».
Понятие и классификация информационных технологий.
Основные понятия теории баз данных.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Проектирование баз данных. Жизненный цикл информационной системы. Понятие, цели и задачи проектирования баз данных.
Этапы проектирования баз данных. Специализированные базы данных
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Самостоятельная работа:
Закрепление теоретического материала
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Раздел 2. Разработка и эксплуатация информационных систем
Лекционные занятия:
Особенности разработки моделей данных. Классификация сущностей.
Проблемы ER-моделирования.
Определение ключей, ограничения целостности.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Даталогические модели данных. Общие понятия даталогических моделей данных. Иерархическая модель.
Сетевая модель.
Реляционная модель.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Нормализация баз данных. Общие понятие о нормализации баз данных. Анализ нормальных форм баз данных
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Создание таблиц базы данных.
Создание структуры таблицы.
Использование данных различных типов.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Ввод данных в таблице.
Ввод записей в режиме таблицы.
Размещение объектов OLE.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Логическая структура базы данных.
Включение таблицы в схему данных. Определение связей между таблицами.
Схемы данных.
Проверка поддержания целостности в базе данных
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Самостоятельная работа:
Закрепление теоретического материала, отработка практических заданий
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Работа с формами в Microsoft Access.
Назначение и виды форм, способы их создания.
Работа с данными в окне форм.
Работа с формами в окне. Конструктора.
Работа с элементами управления (ЭУ).
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Однотабличная форма.
Области и элементы формы в режиме конструктора.
Создание однотабличной формы при помощи инструмента «Форма».
Редактирование формы.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Формы для загрузки двух таблиц. Проектирование форм на основе двух таблиц. Размещение реквизитов основной подчинённой формы.
Редактирование формы в режиме конструктора.
Создание кнопок для перехода к другой записи.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Многотабличные формы.
Проектирование многотабличной формы.
Определение подсхемы данных.
Определение общей структуры формы.
Создание многотабличной формы с подчиненной формой средствами мастера
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Самостоятельная работа:
Закрепление теоретического материала, отработка практических заданий
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Запросы в Microsoft Access.
Назначение и виды запросов Microsoft Access.
Способы создания запросов выбора.
Формирование условий отбора в запросах.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Запросы.
Конструирование однотабличного запроса на выборку.
Конструирование многотабличного запроса на выборку.
Формирование записи результата при выполнении запроса.
Конструирование запроса на обновление.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Самостоятельная работа:
Закрепление теоретического матери- ала, отработка практических заданий
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Разработка отчетов в Microsoft Access. Общие сведения об отчетах в Microsoft Access.
Создание и настройка отчета.
Просмотр и печать отчетов.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Отчёты.
Отчет по одной таблице.
Включение вычисляемого поля в отчёт.
Просмотр и печать отчёта
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Практические занятия:
Макросы.
Создание макросов.
Редактирование макросов.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Самостоятельная работа:
Закрепление теоретического материала, отработка практических заданий
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
Лекционные занятия:
Перспективы развития информационных технологий Состояние и перспективы развития ИТ.
Краткий обзор изученного материала.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,УК-1.4,УК-1.5,УК-1.6,УК-1.7,УК-1.8,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информационные технологии» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.