ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Механика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основные понятия, законы и модели механики;
- типовые конструкции деталей и узлов приборов и оборудования, их свойства и области применения
Уметь:
- применять основные формулы статики, кинематики, динамики;
- предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежат законы механики
Владеть:
- методами расчета и конструирования деталей и узлов приборов и оборудования
- явления, возникающие в приборах и оборудовании при их эксплуатации
Уметь:
- работать с эксплуатационной документацией и нормативными документами, техническими стандартами, выполнять расчёты конструкций и узлов приборов и оборудования на прочность, жесткость и устойчивость
Владеть:
- методикой определения характеристик конструкционных материалов, способами измерения различных параметров, определяющих состояние элементов приборов и оборудования
- теоретически обоснованные методы борьбы с негативными явлениями, возникающими при эксплуатации приборов и оборудования
Уметь:
- выбирать наиболее подходящие материалы узлов приборов и оборудования и рационально их использовать, применять проектные и проверочные расчеты
Владеть:
- методами конструирования узлов приборов и оборудования в соответствии с требованиями нормативных документов, правилами оформления конструкторской документации
часов
Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей.
Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей.
Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие.
Проекции силы на ось.
Правило знаков. Пара сил. Момент пары.
Эквивалентные пары.
Момент силы относительно точки.
Теорема Вариньона
Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие.
Проекции силы на ось.
Правило знаков. Пара сил. Момент пары.
Эквивалентные пары.
Момент силы относительно точки.
Теорема Вариньона
Балочные системы.
Классификация нагрузок и виды опор.
Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения.
Балочные системы.
Классификация нагрузок и виды опор.
Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения.
Подготовка к практическим занятиям: положение равновесия произвольной плоской системы сил
Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение
Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение
Способы задания движения точки. Скорость, ускорение. Частные случаи движения точки.
Способы задания движения точки. Скорость, ускорение. Частные случаи движения точки.
Подготовка к практическим занятиям: определение скоростей и ускорений материальной точки по заданным уравнениям движения.
Поступательное движение.
Вращательное движение вокруг неподвижной оси.
Поступательное движение.
Вращательное движение вокруг неподвижной оси.
Подготовка к практическим занятиям: кинематика поступательного и вращательного движений.
Инертность тела.
Материальная точка.
Две задачи динамики точки.
Инертность тела.
Материальная точка.
Две задачи динамики точки.
Подготовка к практическим занятиям: динамика материальной точки.
Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции.
Принцип Даламбера.
Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции.
Принцип Даламбера.
Подготовка к практическим занятиям: общие теоремы динамики.
Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении.
Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении.
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок
Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения.
Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения.
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок
Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии.
Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений.
Продольные и поперечные деформации.
Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии.
Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений.
Продольные и поперечные деформации.
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок с учётом собственного веса
Испытания материалов при растяжении и сжатии.
Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.
Испытания материалов при растяжении и сжатии.
Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.
Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе).
Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе).
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчёт заклёпочного и сварного соединений
Эпюры крутящих моментов.
Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений.
Напряжения в поперечном сечении.
Угол закручивания.
Расчеты на прочность и жесткость при кручении.
Эпюры крутящих моментов.
Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений.
Напряжения в поперечном сечении.
Угол закручивания.
Расчеты на прочность и жесткость при кручении.
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет вала на кручение
Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.
Нормальные напряжения при изгибе.
Расчеты на прочность при изгибе.
Рациональные формы поперечных сечений балок
Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.
Нормальные напряжения при изгибе.
Расчеты на прочность при изгибе.
Рациональные формы поперечных сечений балок
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: подбор поперечного сечения балки при изгибе
Механизм, машина, деталь, сборочная единица.
Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи
Механизм, машина, деталь, сборочная единица.
Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи
Основные характеристики ременных и цепных передач.
Основные характеристики ременных и цепных передач.
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет клиноременной передачи
Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.
Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт
Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.
Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт
Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет цепной передачи
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.