2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Механика_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.03.01 – Б1.В.14 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.14 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.В. Громаков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные понятия, законы и модели механики;

- типовые конструкции деталей и узлов приборов и оборудования, их свойства и области применения

Уметь:

- применять основные формулы статики, кинематики, динамики;

- предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежат законы механики

Владеть:

- методами расчета и конструирования деталей и узлов приборов и оборудования

ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- явления, возникающие в приборах и оборудовании при их эксплуатации

Уметь:

- работать с эксплуатационной документацией и нормативными документами, техническими стандартами, выполнять расчёты конструкций и узлов приборов и оборудования на прочность, жесткость и устойчивость

Владеть:

- методикой определения характеристик конструкционных материалов, способами измерения различных параметров, определяющих состояние элементов приборов и оборудования

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- теоретически обоснованные методы борьбы с негативными явлениями, возникающими при эксплуатации приборов и оборудования

Уметь:

- выбирать наиболее подходящие материалы узлов приборов и оборудования и рационально их использовать, применять проектные и проверочные расчеты

Владеть:

- методами конструирования узлов приборов и оборудования в соответствии с требованиями нормативных документов, правилами оформления конструкторской документации

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Метрология, стандартизация, сертификация
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
44
20
24
В том числе: 
Лекционные занятия
16
8
8
Практические занятия
28
12
16
Самостоятельная работа
100
52
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Теоретическая механика 
 
Лекционные занятия:

Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1. Основные понятия и определения статики. 
Практические занятия:

Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие.

Проекции силы на ось.

Правило знаков. Пара сил. Момент пары.

Эквивалентные пары.

Момент силы относительно точки.

Теорема Вариньона 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2. Система сходящихся сил. 
Практические занятия:

Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие.

Проекции силы на ось.

Правило знаков. Пара сил. Момент пары.

Эквивалентные пары.

Момент силы относительно точки.

Теорема Вариньона 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3. Уравнения равновесия и их различные формы. 
Лекционные занятия:

Балочные системы.

Классификация нагрузок и виды опор.

Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Балочные системы.

Классификация нагрузок и виды опор.

Определение реакций опор. Сила тяжести, твердого тела. Центр тяжести. Координаты центров тяжести однородных тел и способы их определения. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3. Уравнения равновесия и их различные формы. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: положение равновесия произвольной плоской системы сил 

6
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 4. Основные характеристики движения
Практические занятия:

Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Способы задания движения точки. Скорость, ускорение. Частные случаи движения точки. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Способы задания движения точки. Скорость, ускорение. Частные случаи движения точки. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 5. Способы задания движения точки.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: определение скоростей и ускорений материальной точки по заданным уравнениям движения. 

8
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Поступательное движение.

Вращательное движение вокруг неподвижной оси. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Поступательное движение.

Вращательное движение вокруг неподвижной оси. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 6. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: кинематика поступательного и вращательного движений.

8
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Инертность тела.

Материальная точка.

Две задачи динамики точки. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Инертность тела.

Материальная точка.

Две задачи динамики точки. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 7. Законы и задачи динамики точки. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: динамика материальной точки. 

8
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции.

Принцип Даламбера.

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 8. Движение свободной и несвободной материальных точек.
Практические занятия:

Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции.

Принцип Даламбера.

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 8. Движение свободной и несвободной материальных точек.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: общие теоремы динамики. 

8
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 9. Работа и мощность.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок

8
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
4 семестр
 
Раздел 2. Сопротивление материалов 
 
Лекционные занятия:

Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения. 

0,5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Основные задачи сопротивления материалов. Метод сечений. Механические напряжения. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 10. Основные задачи сопротивления материалов. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок 

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии.

Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений.

Продольные и поперечные деформации. 

0,5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии.

Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений.

Продольные и поперечные деформации. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 11. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: центральное растяжение-сжатие ступенчатого бруса под действием внешних нагрузок с учётом собственного веса 

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Испытания материалов при растяжении и сжатии.

Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 12. Испытания материалов при растяжении и сжатии
Практические занятия:

Испытания материалов при растяжении и сжатии.

Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе). 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 13. Понятие о сдвиге.
Практические занятия:

Понятие о сдвиге. Практические расчёты при сдвиге (срезе). 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 13. Понятие о сдвиге.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчёт заклёпочного и сварного соединений 

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Эпюры крутящих моментов.

Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений.

Напряжения в поперечном сечении.

Угол закручивания.

Расчеты на прочность и жесткость при кручении. 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Эпюры крутящих моментов.

Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений.

Напряжения в поперечном сечении.

Угол закручивания.

Расчеты на прочность и жесткость при кручении. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 14. Внутренние силовые факторы при кручении.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет вала на кручение

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.

Нормальные напряжения при изгибе.

Расчеты на прочность при изгибе.

Рациональные формы поперечных сечений балок

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.

Нормальные напряжения при изгибе.

Расчеты на прочность при изгибе.

Рациональные формы поперечных сечений балок

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 15. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: подбор поперечного сечения балки при изгибе 

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 3. Детали машин 
 
Лекционные занятия:

Механизм, машина, деталь, сборочная единица.

Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 16. Цели и задачи раздела.
Практические занятия:

Механизм, машина, деталь, сборочная единица.

Основы зубчатого зацепления. Червячные передачи

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основные характеристики ременных и цепных передач. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Основные характеристики ременных и цепных передач. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 17. Основные характеристики ременных и цепных передач. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет клиноременной передачи 

5
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 18. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.
Лекционные занятия:

Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.

Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.

Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 18. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям и разделу курсовой работы: расчет цепной передачи 

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.