2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_История России_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
26.03.01 – Б1.О.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История России»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История России»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «История России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- историю развития исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического сознания;

- методы и источники изучения истории;

- методологию исторического познания;

- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.

Уметь:

- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;

- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;

- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Владеть:

- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;

- навыками коллективной работы в малой группе;

- методологией исследования исторического процесса;

- методами сравнительного анализа;

- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
 
 
Знать:

- историю развития исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического сознания;

- методы и источники изучения истории;

- методологию исторического познания;

- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.

Уметь:

- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;

- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;

- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Владеть:

- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;

- навыками коллективной работы в малой группе;

- методологией исследования исторического процесса;

- методами сравнительного анализа;

- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.2 Умеет понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
 
Знать:

- историю развития исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического сознания;

- методы и источники изучения истории;

- методологию исторического познания;

- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.

Уметь:

- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;

- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;

- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Владеть:

- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;

- навыками коллективной работы в малой группе;

- методологией исследования исторического процесса;

- методами сравнительного анализа;

- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.3 Владеет простейшими методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
 
 
Знать:

- историю развития исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического сознания;

- методы и источники изучения истории;

- методологию исторического познания;

- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.

Уметь:

- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;

- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;

- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Владеть:

- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;

- навыками коллективной работы в малой группе;

- методологией исследования исторического процесса;

- методами сравнительного анализа;

- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Владеет навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1, 2 курсе в 2, 3 семестре.
Дисциплина «История России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История транспорта России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
116
54
62
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
80
36
44
Самостоятельная работа
28
18
10
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Россия в контексте мировой истории (9-19 вв.)
 
Лекционные занятия:

1. Предмет истории как науки.

2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.

3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы. 

6
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Формирование древнерусской государственности. 

8
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1.1 Предмет истории как науки, формы исторического сознания 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1.2 Складывание централизованного российского государства 
Лекционные занятия:

1. Объединение русских земель вокруг Москвы в Х1У- ХУ вв.

2. Формирование централизованного российского государства.

3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв.

Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.

4. Кризис Московского царства. 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Россия в эпоху Ивана Грозного и Смутного времени. 

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1.2 Складывание централизованного российского государства 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Необходимость модернизации в России.

3. Реформы Петра 1. 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Особенности российской модернизации в ХVIII в. 

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1.3 Становление абсолютной монархии в России. Реформы Петра 1
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Особенности экономического развития России в первой половине Х1Х в. Кризис крепостнической системы.

2. Российская империя во второй половине 19 века: реформы и контрреформы.

3. Становление индустриального общества в России в сравнении со странами Запада.

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Русская идея в общественной мысли Х1Х века. 

10
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 1.4 Становление индустриального общества в России в Х1Х веке. Кризис крепостничества 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

6
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
3 семестр
 
Раздел 2. Россия в современном мире
 
Лекционные занятия:

Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.

1. Противоречия модернизации в России в начале ХХ века.

2. Первая революция в России 1905-1907 гг.

3. Революция и реформа. 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Революция 1905 года в России и реформы. 

8
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.1 Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.
Практические занятия:

Россия в 1917 году: выбор исторического пути. 

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.1 Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

1. Внешняя политика советского государства накануне второй мировой и Великой Отечественной войны.

2. Начало Великой Отечественной войны.

3. Великая Отечественная война: ход военных действий, создание антифашистской коалиции.

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Сталинский режим и общество в 30-е годы.

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.2 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов.

1. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенные годы.

2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.

3. Осуществление политических и экономических реформ Хрущевым Н.С. 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

Геополитические изменения в мире в конце 40х – н. 60 гг. 

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.3 СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Лекционные занятия:

1. Противоречия в социально-политическом и экономическом развитии советского общества.

2. Нарастание кризисных явлений в начале 80-х годов.

3. Внешняя политика СССР в геополитической обстановке середины 60-х – середины 80- х годов. 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Практические занятия:

НТР и модернизация советской экономики в 50-80 годы ХХ века.

9
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.4 Советское общество в середине 60-80- х годов. Нарастание кризисных явлений 
Самостоятельная работа:

- Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

- Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института

- Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

4
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
Тема 2.5 Россия в условиях нового государственного строя 
Лекционные занятия:

1. Россия в условиях нового государственного строя в 90-е годы.

2. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации 90- х годов. 

2
УК-5.1,УК-5.2,УК-5.3,УК-5.4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.