ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История России»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- историю развития исторической науки;
- сущность, формы и функции исторического сознания;
- методы и источники изучения истории;
- методологию исторического познания;
- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.
Уметь:
- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;
- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;
- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Владеть:
- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;
- навыками коллективной работы в малой группе;
- методологией исследования исторического процесса;
- методами сравнительного анализа;
- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов
- историю развития исторической науки;
- сущность, формы и функции исторического сознания;
- методы и источники изучения истории;
- методологию исторического познания;
- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.
Уметь:
- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;
- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;
- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Владеть:
- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;
- навыками коллективной работы в малой группе;
- методологией исследования исторического процесса;
- методами сравнительного анализа;
- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов
- историю развития исторической науки;
- сущность, формы и функции исторического сознания;
- методы и источники изучения истории;
- методологию исторического познания;
- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.
Уметь:
- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;
- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;
- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Владеть:
- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;
- навыками коллективной работы в малой группе;
- методологией исследования исторического процесса;
- методами сравнительного анализа;
- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов
- историю развития исторической науки;
- сущность, формы и функции исторического сознания;
- методы и источники изучения истории;
- методологию исторического познания;
- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.
Уметь:
- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;
- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;
- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Владеть:
- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;
- навыками коллективной работы в малой группе;
- методологией исследования исторического процесса;
- методами сравнительного анализа;
- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов
часов
1. Предмет истории как науки.
2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное
5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.
Формирование древнерусской государственности.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Объединение русских земель вокруг Москвы в Х1У- ХУ вв.
2. Формирование централизованного российского государства.
3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв.
Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.
4. Кризис Московского царства.
Россия в эпоху Ивана Грозного и Смутного времени.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
2. Необходимость модернизации в России.
3. Реформы Петра 1.
Особенности российской модернизации в ХVIII в.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Особенности экономического развития России в первой половине Х1Х в. Кризис крепостнической системы.
2. Российская империя во второй половине 19 века: реформы и контрреформы.
3. Становление индустриального общества в России в сравнении со странами Запада.
Русская идея в общественной мысли Х1Х века.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.
1. Противоречия модернизации в России в начале ХХ века.
2. Первая революция в России 1905-1907 гг.
3. Революция и реформа.
Революция 1905 года в России и реформы.
Россия в 1917 году: выбор исторического пути.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
1. Внешняя политика советского государства накануне второй мировой и Великой Отечественной войны.
2. Начало Великой Отечественной войны.
3. Великая Отечественная война: ход военных действий, создание антифашистской коалиции.
Сталинский режим и общество в 30-е годы.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов.
1. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенные годы.
2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
3. Осуществление политических и экономических реформ Хрущевым Н.С.
Геополитические изменения в мире в конце 40х – н. 60 гг.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Противоречия в социально-политическом и экономическом развитии советского общества.
2. Нарастание кризисных явлений в начале 80-х годов.
3. Внешняя политика СССР в геополитической обстановке середины 60-х – середины 80- х годов.
НТР и модернизация советской экономики в 50-80 годы ХХ века.
- Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
- Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института
- Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Россия в условиях нового государственного строя в 90-е годы.
2. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации 90- х годов.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.