2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Введение в специальность_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
26.05.05 – Б1.О.13 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.13 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Амельченко С.Г.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Введение в специальность»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- место и роль морского транспорта и моряков в мировой торговле и экономике страны;

- основные вехи истории судостроения, названия основных типов морских судов;

Уметь:

- перечислить основные составляющие профессиональной деятельности судоводителей;

- перечислить последовательность дипломного и карьерного роста судоводителей

Владеть:

- принципами международного сотрудничества в мореплавании, названиями основных морских международных конвенций и их назначением

УК-6.1 Эффективно планирует собственное время
 
 
 
 
 
Знать:

- место и роль морского транспорта и моряков в мировой торговле и экономике страны;

- основные вехи истории судостроения, названия основных типов морских судов;

Уметь:

- перечислить основные составляющие профессиональной деятельности судоводителей;

- перечислить последовательность дипломного и карьерного роста судоводителей

Владеть:

- принципами международного сотрудничества в мореплавании, названиями основных морских международных конвенций и их назначением

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.2 Планирует траекторию своего профессионального развития и предпринимает шаги по её реализации
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные вехи истории мореплавания, роль мореплавания в становлении современной картины мира

Уметь:

- объяснить некоторые основные (широко применяемые) специальные термины и аббревиатуры.

Владеть:

- принципами международных и национальных требований к подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, принципами дипломирования членов экипажей морских судов в России и перспективами своего профессионального роста

ОПК-4.1 Знает порядок установления целей проекта, определения приоритетов
 
 
 
 
 
Знать:

- основные вехи истории мореплавания, роль мореплавания в становлении современной картины мира

Уметь:

- объяснить некоторые основные (широко применяемые) специальные термины и аббревиатуры.

Владеть:

- принципами международных и национальных требований к подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, принципами дипломирования членов экипажей морских судов в России и перспективами своего профессионального роста

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.2 Умеет устанавливать приоритеты профессиональной деятельности, адаптировать их к конкретным видам деятельности и проектам
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные вехи истории российского морского образования и своего учебного заведения;

- некоторые основные (широко применяемые) специальные термины и аббревиатуры.

Уметь:

- перечислить основные составляющие профессиональной деятельности судоводителей;

- перечислить последовательность дипломного и карьерного роста судоводителей

Владеть:

- принципами международного сотрудничества в мореплавании, названиями основных морских международных конвенций и их назначением

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.2 Знает основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- место и роль морского транспорта и моряков в мировой торговле и экономике страны;

- основные вехи истории судостроения, названия основных типов морских судов

Уметь:

- объяснить некоторые основные (широко применяемые) специальные термины и аббревиатуры.

Владеть:

- принципами международных и национальных требований к подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, принципами дипломирования членов экипажей морских судов в России и перспективами своего профессионального роста

ПК-45 Способен обеспечить исполнение требований законодательства и контроль за выполнением требований законодательства и мер по обеспечению охраны человеческой жизни на море, охраны и защиты морской среды
ПК-45.1 Знает основные положения соответствующих конвенций ИМО, касающихся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Введение в специальность» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История транспорта России
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Введение. Морской транспорт и его роль в развитии общества.

Основные вехи истории мореплавания. Особенности профессии судоводителя 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Структура образовательного учреждения, факультета, кафедры и преподаватели. 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 26.05.05. «Судовождение».

Основные требования к подготовке. Организация учебного процесса. 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 4
Лекционные занятия:

История создания и основные положения международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ-78 с поправками. 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Раздел 2. 
 
Тема 1
Практические занятия:

Изучение государственного образовательного стандарта. Изучение выпускных квалификационных требований к уровню подготовки специалистов

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 2
Практические занятия:

Изучение учебного плана подготовки судоводителей 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 3
Практические занятия:

Дисциплины, изучаемые в образовательном учреждении, и их роль в профессиональной подготовке судоводителя 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 4
Практические занятия:

Международное сотрудничество в мореплавании Изучение главных международных конвенций и рекомендаций по судоходству; требований к компетенции судоводителя 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Тема 5
Практические занятия:

Изучение международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ПДНВ-78 с поправками.

Дипломирование судоводителей в Российской Федерации 

2
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
Самостоятельная работа:

54
УК-6.1,УК-6.2,ОПК-4.1,ОПК-4.2,ПК-02.2,ПК-45.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Введение в специальность» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.