ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Математические основы судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Математические основы судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- фундаментальные разделы математики в объеме, необходимом для владения математическими методами обработки измерительной информации, статистики.
Уметь:
- работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ.
Владеть:
- навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
- фундаментальные разделы математики в объеме, необходимом для владения математическими методами обработки измерительной информации, статистики.
Уметь:
- работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ.
Владеть:
- навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
- фундаментальные разделы математики в объеме, необходимом для владения математическими методами обработки измерительной информации,
Уметь:
- работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ.
Владеть:
- навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
- основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.
Уметь:
- работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ.
Владеть:
- способностью работать с информацией в глобальных информационных сетях.
- использование небесных тел для определения местоположения судна
Уметь:
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
Владеть:
- способностью работать с информацией в глобальных информационных сетях.
- использование небесных тел для определения местоположения судна
Уметь:
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
Владеть:
- способностью работать с информацией в глобальных информационных сетях.
часов
Цели и задачи дисциплины, её методологическая роль в подготовке судоводителей.
2.1. Навигационная информация.
2.2. Погрешности навигационных измерений и вычислений, их классификация.
2.3. Систематические погрешности их свойства и методы компенсации.
2.4. Случайные погрешности, их свойства и законы распределения.
2.5. Виды и параметры равномерного и треугольного распределений случайных погрешностей
2.6. Виды и параметры экспоненциальных распределений Гаусса - нормального, Релея, Лапласа)
2.7. Вероятнейшее среднее арифметическое (С.А.) значение измеряемой величины.
2.8. Предельная абсолютная (ПАП) и средняя квадратическая погрешности (СКП) функции
2.9. Обработка равноточных измерений.
2.10. Вывод основных характеристик для ряда неравноточных измерений.
2.11. ПАП и СКП арифметических операций и элементарных функций.
2.12. ПАП и СКП вычислений тригонометрических функций и их логарифмов.
2.13. Совместное действие случайных и систематических погрешностей.
2.14. Оценка СКП определения поправок компаса и лага.
2.15. Непрерывные измерения их анализ и обработка
Основы тригонометрии и тригонометрических функций.
Законы распределения случайных погрешностей и национальными требованиями к организации службы на морском судне.
Обработка измерений. Вычисление средней квадратической погрешности одного наблюдения и средней квадратической погрешности вероятнейшего значения измеряемой величины.
Вычисление весов измерений.
Вычисление весового среднего. Оценка точности неравноточных измерений.
Определение поправки лага поправки компаса и оценка их точности
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
3.1. Основные понятия и определения сферической тригонометрии.
3.2. Сферический треугольник и его свойства.
3.3. Системы единиц измере- ния углов и дуг, тригонометрические функции, анализ значений и знаков.
3.4. Вывод и анализ формул (теорем) синусов сферического треугольника.
3.5. Вывод и анализ формул (теорем) косинуса стороны и угла сферического треугольника.
3.6. Вывод и анализ формул (теорем) пяти и четырех рядом расположенных элементов.
3.7. Дополнительные формулы сферической тригонометрии.
3.8. Типовые случаи задания и решения сферических треугольников.
3.9. Прямоугольные и четвертные сферические треугольники. Правило Модюи- Непера.
3.10. Решение произвольного сферического треугольника разделением на два прямоугольных.
3. 11 Элементарные и малые сферические треугольники
Решение сферических треугольников по основным и дополнительным формулам.
Решение сферических треугольников по основным и дополнительным формулам
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
4.1. Понятие, определения, элементы фигуры Земли
4.2. Общая характеристика и классификация систем координат.
4.3. Географические координаты точки на земном эллипсоиде.
4.4. Прямоугольные координаты точки на земном эллипсоиде
4.5. Радиусы кривизны главных нормальных сечений земного эллипсоида
4.6. Длины дуг меридиана и параллели. Морская миля.
4.7. Преобразование координат точки на земной поверхности к заданной координатной системе
4.8. Линейный элемент поверхности эллипсоида. Геодезическая линия.
4.9. Прямая и обратная геодезические задачи
Преобразование координат при переходе с одного эллипсоида на другой
Решение ОГЗ, ОЛЗ, ПЛЗ
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
5.1. Уравнение локсодромии на эллипсоиде и сфере.
5.2. Методы решения локсодромического треугольника.
5.3. Аналитическое счисление координат судна.
5.4. Навигационный сферический треугольник. Ортодромия.
5.5. Принципы расчета плавания по ортодромии
5.6. Методы задания параметров ортодромии.
5.7. Расчет координат промежуточных точек ортодромии.
5.8. Расчет координат промежуточных точек ортодромии.
5.9. Расчет локсодромических курсов для плавания между промежуточными точками ортодромии.
5.10. Решение обратной геодезической задачи на сфере
Расчет элементов плавания судна по ДБК
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
6.1. Основные понятия и определения.
6.2. Картографические сетки. Масштабы
6.3. Элементы общей теории искажений
6.4. Классификация картографических проекций.
6.5. Нормальная равноугольная цилиндрическая проекция.
6.6. Построение, анализ и использование карт равноугольной нормальной цилиндрической проекции.
6.7. Поперечная равноугольная цилиндрическая проекция.
6.8. Азимутальные перспективные картографии
6.9. Расчет плавания по ортодромии с помощью карт гномонической проекции и номограмм.
6.10. Цифровые морские карты. Электронные Карты.
Анализ и построение равноугольной цилиндрической проекции.
Анализ и построение равноугольной цилиндрической проекции.
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
7.1. Навигационные параметры и изолинии. Методы определения обсервованного места судна (ОМС).
7.2. Градиент навигационного параметра (изолинии)
7.3. Обобщенный метод линий положения.
7.4. Определение обсервованных координат места судна методом линий положения.
7.5. Оценка точности обсервованного места по двум ЛП с помощью эллипса погрешностей.
7.6. Радиальная погрешность обсервованных координат места судна.
7.7. Смещение ОМС под действием систематических погрешностей измерений навигационных параметров.
7.8. Определение вероятнейшего обсервованного места судна по избыточным измерениям при случайных погрешностях.
7.9. Оценка точности вероятнейшего обсервованного места судна по избыточным измерениям.
7.10. Определение и оценка точности вероятнейшегообсервованного места судна по избыточным линиям положения при систематических погрешностях.
7.11. Определение и оценка точности вероятнейшего обсервованного места судна при совместном действии случайных и систематических погрешностей.
7.12. Изолиния и градиент обратного пеленга (пеленг с ориентира).
7.13. Изолиния и градиент прямого пеленга (пеленг с судна).
7.14. Изолиния и градиент расстояния, измеренного с судна до ориентира и угловой высоты небесного светила.
7.15. Изолиния и градиент горизонтального угла между ориентирами.
7.16. Изолинии и градиент вертикального угла ориентира.
7.17. Изолинии и градиент разности расстояний до двух ориентиров.
7.18. Основы комплексной обработки измерений, результатов обсерваций и счисления.
Вычисление модулей и направлений градиентов
Построение эллипса погрешностей по основным формулам.
Упрощенный способ построения эллипса погрешностей.
Расчет элементов эллипса погрешностей с помощью таблицы 4.11 МТ-2000.
Определение координат места судна по двум линиям положения и оценка его точности.
Определение координат места судна по двум линиям положения и оценка его точности.
Определение координат места судна при избыточных линиях положения и оценка их точности.
Определение координат места судна при избыточных линиях положения и оценка их точности.
Подготовка к лабораторным работам: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.