2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Оценка риска в мореплавании_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Оценка риска в мореплавании»
26.05.05 – Б1.О.25 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Оценка риска в мореплавании»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.25 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Оценка риска в мореплавании»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Оценка риска в мореплавании» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Журавлев В.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Оценка риска в мореплавании»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- международные  требования  по оценке риска и принципиальную модель возникновения  и  развития  аварийной ситуации и ее статистическую связь с предшествующими  небезопасными условиями  и  потенциально-опасными ситуациями;

Уметь:

- оценивать риск от потенциальных происшествий, используя априорную статистическую информацию;

Владеть:

- техникой  управления  риском путем введения мер по уменьшению тяжести последствий  от  потенциального происшествия.

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

- международные  требования  по оценке риска и принципиальную модель возникновения  и  развития  аварийной ситуации и ее статистическую связь с предшествующими  небезопасными условиями  и  потенциально-опасными ситуациями;

Уметь:

- оценивать риск от потенциальных происшествий, используя априорную статистическую информацию;

Владеть:

- техникой  управления  риском путем введения мер по уменьшению тяжести последствий  от  потенциального происшествия.

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

- международные  требования  по оценке риска и принципиальную модель возникновения  и  развития  аварийной ситуации и ее статистическую связь с предшествующими  небезопасными условиями  и  потенциально-опасными ситуациями;

Уметь:

- оценивать риск от потенциальных происшествий, используя априорную статистическую информацию;

Владеть:

- техникой  управления  риском путем введения мер по уменьшению тяжести последствий  от  потенциального происшествия.

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- общий алгоритм оценки риска в мореплавании для принятия решений

Уметь:

- формировать  рейтинг потенциальных опасностей в зависимости отзначений априорных частот (вероятностей) их реализации;

Владеть:

- методикой оценки эффективности введения мер по управлению риском.

ПК-63.1 Знает общий алгоритм оценки риска в судоходстве для принятия решений
 
 
 
 
 
Знать:

- общий алгоритм оценки риска в мореплавании для принятия решений

Уметь:

- формировать  рейтинг потенциальных опасностей в зависимости отзначений априорных частот (вероятностей) их реализации;

Владеть:

- методикой оценки эффективности введения мер по управлению риском.

ПК-63.2 Умеет провести анализ и сформировать рейтинг потенциальных опасностей при решении проблемы
 
 
 
 
 
Знать:

- общий алгоритм оценки риска в мореплавании для принятия решений

Уметь:

- формировать  рейтинг потенциальных опасностей в зависимости отзначений априорных частот (вероятностей) их реализации;

Владеть:

- методикой оценки эффективности введения мер по управлению риском.

ПК-63 Способен разработать обобщенные варианты решения проблемы, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
ПК-63.3 Знает методику оценки эффективности мер по управлению рисками, выбора компромиссных решений
 
 
 
 
 
 
Знать:

- общие принципы сбора информации для  оценки  риска  от  потенциального происшествия

Уметь:

- пользоваться  статистической информацией  для  оценки  риска  от потенциального  происшествия  в профессиональной деятельности

Владеть:

- методикой  проведения элементарных исследований по оценке рискаот потенциальных  происшествий  в профессиональной деятельности на основе алгоритма оценки риска в мореплавании.

ПК-64.1 Знает структуру судовой системы управления безопасностью
 
 
 
 
 
Знать:

- общие принципы сбора информации для  оценки  риска  от  потенциального происшествия

Уметь:

- пользоваться  статистической информацией  для  оценки  риска  от потенциального  происшествия  в профессиональной деятельности

Владеть:

- методикой  проведения элементарных исследований по оценке рискаот потенциальных  происшествий  в профессиональной деятельности на основе алгоритма оценки риска в мореплавании.

ПК-64.2 Умеет проводить проверки и регистрировать результаты проверки эффективности судовой системы управления безопасностью
 
 
 
 
 
Знать:

- общие принципы сбора информации для  оценки  риска  от  потенциального происшествия

Уметь:

- пользоваться  статистической информацией  для  оценки  риска  от потенциального  происшествия  в профессиональной деятельности

Владеть:

- методикой  проведения элементарных исследований по оценке рискаот потенциальных  происшествий  в профессиональной деятельности на основе алгоритма оценки риска в мореплавании.

ПК-64 Способен обеспечить регистрирование результатов проверки эффективности судовой системы управления безопасностью и подготовку предложений по ее пересмотру
ПК-64.3 Знает методику подготовки мер по пересмотру требований судовой системы по управлению безопасностью
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Оценка риска в мореплавании» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Навигация и лоция
 
- Маневрирование и управление судном
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Предотвращение столкновений судов
 
- Автоматизация судовождения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
63
63
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Концепция риска вмореплавании. Требования международных документов к оценке риска в судовых операциях. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 1
Практические занятия:

Принципы оценки риска

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Лекционные занятия:

Методы оценки риска

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 2 
Практические занятия:

Просмотр фильма о скрытых опасностях.

Обсуждение на семинаре.

Разработка ассоциативной диаграммы «Скрытые опасности» (5 уровней)

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Лекционные занятия:

Типы рисков и их оценка

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 3
Практические занятия:

Судовые формы оценки риска

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 4 
Лекционные занятия:

Основы методики расчета (моделирования) вероятности посадки судна нагрунт

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 4 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа по составлению и решению задачи на оценку риска в судовых операциях. 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Лекционные занятия:

Основы методики расчета (моделирования) вероятностистолкновений судов

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 5 
Практические занятия:

Контрольная работа по оценке риска от посадки судна на грунт 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Лекционные занятия:

Потенциально-опасные ситуации

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 6 
Практические занятия:

Восприятие риска. Анализ ситуаций. 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Лекционные занятия:

Суммарный риск от потенциального происшествия 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 7 
Практические занятия:

Построение и обсуждение обобщенной Ассоциативной диаграммы «Риск» 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Тема 8
Лекционные занятия:

Формализованная оценка безопасности

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
Самостоятельная работа:
57
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-63.1,ПК-63.2,ПК-63.3,ПК-64.1,ПК-64.2,ПК-64.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Оценка риска в мореплавании» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.