2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Расследование аварий и инцидентов на море_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Расследование аварий и инцидентов на море»
26.05.05 – Б1.О.26.01 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Расследование аварий и инцидентов на море»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.26.01 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Расследование аварий и инцидентов на море»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Расследование аварий и инцидентов на море» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.Г. Амельченко
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Расследование аварий и инцидентов на море»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- решения в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих в процессе выполнения работ

Уметь:

- действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях в соответствии с международными и национальными требованиями

Владеть:

- осуществлением поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

- решения в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих в процессе выполнения работ

Уметь:

- действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях в соответствии с международными и национальными требованиями

Владеть:

- осуществлением поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

- решения в стандартных и нестандартных ситуациях, возникающих в процессе выполнения работ

Уметь:

- действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях в соответствии с международными и национальными требованиями

Владеть:

- осуществлением поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых технических средств в  соответствии с правилами технической эксплуатации и процедурами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию оборудования.

Уметь:

- организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и обязанностей, оценивать их качество.

Владеть:

- информацией для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПК-17.1 Знает процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатацию судовых технических средств в  соответствии с правилами технической эксплуатации и процедурами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию оборудования.

Уметь:

- организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и обязанностей, оценивать их качество.

Владеть:

- информацией для эффективного выполнения профессиональных задач.

ПК-17 Способен обеспечить координирование поисково-спасательных операций на месте бедствия
ПК-17.2 Умеет применять процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
 
 
 
 
 
 
Знать:

- решения в стандартных и нестандартных аварийных ситуациях, возникающих в процессе выполнения расследования аварийных случаев.

Уметь:

- организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и обязанностей, оценивать их качество.

Владеть:

- способностью принимать конкретные решения в аварийных ситуациях.

ПК-36 Способен разработать план действий в аварийных ситуациях и схемы по борьбе за живучесть судна и действовать в аварийных ситуациях
ПК-36.1 Знает порядок подготовки планов действий в чрезвычайных ситуациях для предприятия действий в случае аварии
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Расследование аварий и инцидентов на море» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Морское право
 
- Организация службы на морских судах
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Международные конвенции и кодексы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Введение. Безопасность мореплавания. Исторический обзор аварийных случаев на морском транспорте 
 
Тема 1.1 Определение. Цели и задачи 
Лекционные занятия:

Аварии века. Создание СОЛАС- 74.

Образование ИМО.

МКУБ. МАРПОЛ. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 1.2 Обзор аварийных случаев на море 
Практические занятия:

Гибель лайнера «Титаник» (СОЛАС).

Авария танкера «Торри Каньон» (МАРПОЛ).

Авария парома «Геральд оф фри Энтерпрайз» (МКУБ). 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздед 1
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям и практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 2. Международные обязательства по проведению расследований аварий и инцидентов на море
 
Тема 2.1 Конвенции ИМО
Лекционные занятия:

Конвенции и протоколы. Роль, задачи, структура ИМО

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Лекционные занятия:

Введение, цель.

Применение, определения.

Проведение расследований аварий. Ответственность за расследование аварий и инцидентов

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 2.2 Международный Кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море Резолюция А.849(20)
Практические занятия:

Консультации, сотрудничество.

Издание докладов об авариях и представление их в ИМО.

Повторные расследования.

Содержание докладов.

Связь между администрациями 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 2.3 Кодекс. Резолюция А.847(20)
Практические занятия:

Руководство по оказанию помощи государствам флага в выполнении положений инструментов ИМО.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 2.4 Кодекс. Доклады об авариях и инцидентах на море. MSC/Circ.801
Практические занятия:

Кодекс. Данные о судне, данные об аварии.

Информация об авариях, связанных с опасными грузами

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 2 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям и практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 3. Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море. (Резолюция MSC.255(84))
 
Тема 3.1 Кодекс. Общие положения. Часть Ι. Гл: 1-3
Лекционные занятия:

Определения

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 3.2 Кодекс. Обязательные стандарты. Часть ΙΙ. Гл: 4-14
Лекционные занятия:

Расследующий орган.

Уведомление, полномочия расследования.

Полномочия расследования.

Сотрудничество, независимость.

Получение свидетельских показаний.

Доклады о расследованиях.

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 3.3 Кодекс. Рекомендуемая практика. Часть ΙΙΙ. Гл: 15-26
Практические занятия:

Административные обязанности. Принципы расследования. Расследование аварий. Координация расследования. Сбор доказательств. Защита свидетелей. Проект доклада и окончательный доклад. Повторное расследование 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 3.4 Резолюция А.884(21). Поправки к Кодексу проведения расследований аварий и инцидентов на море
Практические занятия:

Руководство по расследованию человеческих факторов в авариях и инцидентах на море:

Введение - цель Руководства.

Процедуры и техника расследования. Процедуры сообщений.

Квалификация и подготовка инспекторов.

Процедура ИМО/МОТ по расследованию человеческих факторов

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Практические занятия:

Руководство по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии:

Введение. Определения.

Руководство для государства порта.

Руководство для государства флага.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 3.5 Резолюция А.987(24)
Практические занятия:

(продолжение) Руководство для государства моряка.

Руководство для судовладельцев.

Руководство для моряков.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 3 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям и практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 4. Процедуры и методы расследования аварий и инцидентов на море
 
Лекционные занятия:

“CaseStudy 1”. Расследование столкновения между контейнеровозом “WerderBremen” и химовозом “Martina.

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 4.1 CaseStudy 1
Практические занятия:

Заключение и рекомендации по результатам проведения расследования “CaseStudy 1” 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Лекционные занятия:

“CaseStudy 2”. Расследование столкновения между MSC “Sabrina” и рефрижератором “WinterTide”

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 4.2 CaseStudy 2 
Практические занятия:

Заключение и рекомендации по результатам проведения расследования “CaseStudy 2”

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 4 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 5. Анализ мер безопасности и последующие рекомендации
 
Лекционные занятия:

“CaseStudy 3”. Расследование аварии лайнера “Star Princess”

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 5.1 CaseStudy 3
Практические занятия:

Анализ мер безопасности и рекомендации для “CaseStudy 3”

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Практические занятия:

“CaseStudy 4”. Расследование гибели танкера «Торри Каньон» 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 5.2 CaseStudy 4
Практические занятия:

Анализ мер безопасности и рекомендации для “CaseStudy 4” 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 5
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям и практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 6. Российское законодательство по проведению расследования аварийных случаев с судами. ПРАИМ-2013
 
Тема 6.1 ПРАИМ-2013. Общие положения.
Лекционные занятия:

Цель проведения расследования.

Орган расследования аварийных случаев.

Сообщение об аварийном случае. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 6.2 ПРАИМ-2013. 
Практические занятия:

Сроки расследования аварийных случаев и необходимые документы.

Акт об аварийном случае.

Протокол опроса.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Тема 6.3 ПРАИМ-2013. Заключение Ространснадзора об аварийном случае
Практические занятия:

Сведения содержащиеся в заключении и в приложениях к нему.

Расследование аварийных случаев с иностранными судами

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
Раздел 6 
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекциям и практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация

6
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-36.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Расследование аварий и инцидентов на море» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.