2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Электронная навигация (e-Navigation)_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электронная навигация (e-Navigation)»
26.05.05 – Б1.О.26.02 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электронная навигация (e-Navigation)»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.О.26.02 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электронная навигация (e-Navigation)»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Электронная навигация (e-Navigation)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В.М. Журавлев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электронная навигация (e-Navigation)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- технические и программные средства реализации информационных процессов

Уметь:

- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами.

Владеть:

- базовыми знаниями в области информатики и современных информационных технологий.

ОПК-5.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- технические и программные средства реализации информационных процессов

Уметь:

- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами.

Владеть:

- базовыми знаниями в области информатики и современных информационных технологий.

ОПК-5.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- технические и программные средства реализации информационных процессов

Уметь:

- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами.

Владеть:

- базовыми знаниями в области информатики и современных информационных технологий.

ОПК-5 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы и методы определения места судна по небесным светилам, с использованием береговых ориентиров, радионавигационных средств  и средств навигационного ограждения

Уметь:

- использовать небесные тела для определения местоположения судна

Владеть:

- принципами и методами определения места судна по небесным светилам, с использованием береговых ориентиров, радионавигационных средств  и средств навигационного ограждения

ПК-01.1 Умеет использовать небесные тела для определения местоположения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- методы ведения счисления с учетом ветра, течений и рассчитанной скорости

Уметь:

- определять местоположение судна с помощью:

1.  береговых ориентиров

2.  средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки и буи

3.  счисления с учетом ветра, приливов, течений и рассчитанной скорости

Владеть:

- методами ведения счисления с учетом ветра, течений и рассчитанной скорости

ПК-01.2 Умеет определять местоположение судна с помощью береговых ориентиров, средств навигационного ограждения
 
 
 
 
 
Знать:

- методику использования в работе навигационные карты и пособия

Уметь:

- определять местоположение судна с использованием радионавигационных средств

Владеть:

- методикой использования в работе навигационных карт и пособий

ПК-01.3 Умеет вести счисление с учетом ветра, течений и рассчитанной скорости
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы работы эхолотов и гиро- и магнитных компасов

Уметь:

- пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях движения судов

Владеть:

- принципами работы эхолотов и гиро- и магнитных компасов, рулевого управления, эксплуатационных процедур и перехода с ручного управления на автоматическое и обратно

ПК-01 Способен планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна
ПК-01.4 Знает и умеет пользоваться навигационными картами и пособиями
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы и методы определения места судна по небесным светилам, с использованием береговых ориентиров, радионавигационных средств  и средств навигационного ограждения

Уметь:

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и наземных ориентиров, и учитывать такие поправки

Владеть:

- настройкой органов управления для работы в оптимальном режиме

ПК-01.5 Способен определять место судна с использованием радионавигационных средств
 
 
 
 
 
Знать:

- методы ведения счисления с учетом ветра, течений и рассчитанной скорости

Уметь:

- использовать и расшифровывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов

Владеть:

- методикой определения характеристик различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи

ПК-01.6 Способен использовать эхолоты, гиро- и магнитные компасы, системы управления рулем
 
 
 
 
 
Знать:

- методику использования в работе навигационные карты и пособия

Уметь:

- использовать небесные тела для определения местоположения судна

Владеть:

- принципами и методами определения места судна по небесным светилам, с использованием береговых ориентиров, радионавигационных средств  и средств навигационного ограждения

ПК-01 Способен планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна
ПК-01.7 Умеет использовать и расшифровывать метеорологическую информацию
 
 
 
 
 
 
Знать:

- алгоритм использования небесных тел для определения местоположения судна; определения поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учет их при прокладке курса.

Уметь:

- использовать небесные тела для определения местоположения судна;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать их пи прокладке курса

Владеть:

- технологией  для определения местоположения судна небесным светилам;

- алгоритмом определения поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать их при прокладке курса.

ПК-03.4 Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- алгоритм использования небесных тел для определения местоположения судна; определения поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учет их при прокладке курса.

Уметь:

- использовать небесные тела для определения местоположения судна;

- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать их пи прокладке курса

Владеть:

- технологией  для определения местоположения судна небесным светилам;

- алгоритмом определения поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать их при прокладке курса.

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.10 Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержания,применения и целей Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками;

- технику судовождения при отсутствии видимости;

- использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС;

Уметь:

- применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты;

- использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов;

- использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты;

-нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами; постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам;

Владеть:

- использованием путей движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов;

- использованием информации, получаемой от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты;

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.1 Умеет использовать небесные тела для определения местоположения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать;  

- принципы управления личным составом на мостике

Уметь:

- с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой;

- надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна;

- определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка.

Владеть:

- техникой судовождения при отсутствии видимости. использованием системы передачи сообщений согласно Общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СДС.

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.2 Умеет определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Электронная навигация (e-Navigation)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Навигация и лоция
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Лабораторные занятия
10
10
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Введение. Исторические предпосылки появления электронной навигации.

Определение концепции «Электронная навигация».

Бортовой, береговой и коммуникационный элементы

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Стратегия и реализация концепции «Электронная навигация». Общие потребности пользователей; Структура E-navigation.

Корабельно-береговая часть

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Технологии для E-navigation, план МАМС; Электронные системы определения местоположения.

Глобальные Навигационные Спутниковые Системы (ГНСС), Глобальная Система Позиционирования, ГЛОНАСС, Галилео, Компас

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 4
Лекционные занятия:

Дифференциальная ГНСС; Перспективная гиперболическая радионавигационная система e-Loran

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Радиолокационные средства навигационного оборудования. Средства связи в электронной навигации

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Дальняя идентификация и слежение. Концепция.

Автоматическая Идентификационная Система

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 7
Лекционные занятия:

АИС в качестве средства навигационного оборудования Электронная картографическая навигационная информационная система (ЭКНИС) как элемент E-Navigation 

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 8
Лекционные занятия:

Морская информация, информация по параметрам СНО

Метеорологическая и гидрологическая информация.

Межправительственная океанографическая комиссия Характеристика основных проектов e-Navigation 

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1-2
Лабораторные занятия:

Построение блок-схемы интегрированного мостика на основе навигационного тренажера NT-Pro 5000

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 3-4
Лабораторные занятия:

Использование электронных инструментов в ЭКНИС для повышения безопасности мореплавания.

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 4-5
Лабораторные занятия:

Сравнение возможностей определения места судна при помощи ЭКНИС с традиционными способами на бумажных картах

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 5-6
Лабораторные занятия:

Изучение способности использовать оборудование ГМССБ для обмена данными между судном и берегом

2
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 6-7
Лабораторные занятия:

Прикладные навигационные задачи, решаемые с помощью ЭКНИС для уменьшения нагрузки на судоводителя: расчет приливов, поисково-спасательные операции

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 7-8 
Лабораторные занятия:

Мониторинг движения судна по маршруту, расчет расписания рейса и выход в точку приема лоцмана в заданное время 

1
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Темы 1-8
Самостоятельная работа:

Подготовка к лекционным и лабораторным занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

18
ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ПК-01.1,ПК-01.2,ПК-01.3,ПК-01.4,ПК-01.5,ПК-01.6,ПК-01.7,ПК-03.4,ПК-03.10,ПК-18.1,ПК-18.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электронная навигация (e-Navigation)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.