2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Навигация и лоция_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигация и лоция»
26.05.05 – Б1.В.01 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Навигация и лоция»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.01 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Навигация и лоция»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Навигация и лоция» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лутков С.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Навигация и лоция»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-01 Способен планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна
ПК-01.2 Умеет определять местоположение судна с помощью береговых ориентиров, средств навигационного ограждения
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.1 Знает порядок маневрирования при приближении к лоцманской станции и посадке или высадке лоцманов с учетом погоды, состояния прилива, выбега и тормозного пути
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.2 Знает особенности управления судном при плавании в реках, эстуариях и стесненных водах с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на судно
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.3 Знает использование техники поворота с постоянной угловой скоростью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.4 Знает особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.5 Знает взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.8 Знает порядок использования двигательной установки и систем маневрирования
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.9 Умеет выбирать место якорной стоянки знает порядок постановки на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.10 Знает порядок действий при ситуации «якорь не держит» очистку якоря
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.14 Знает особенности маневрирования на мелководье, включая уменьшение запаса воды под килем из-за эффекта проседания, бортовой и килевой качки
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.15 Умеет определять маневренные характеристики обычных типов судов и их двигательных установок, обращая особое внимание на тормозные пути и диаметр циркуляции при различных осадках и скоростях
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.16 Знает важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.17 Знает практические меры, принимаемые при плавании во льдах или вблизи льда, или в условиях обледенения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-10 Способен маневрировать и управлять судном в любых условиях
ПК-10.18 Знает пользование системами разделения движения и службами управления движением судов (СУДС) и маневрирование при плавании в них или вблизи них
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.1 Умеет использовать небесные тела для определения местоположения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации;

- определение направлений в море, теоретические основы счисления и определения местоположения судна с использованием наземных и береговых ориентиров, планирование и осуществление перехода, лоции судоходных путей, средства навигационного оборудования

Уметь:

- вести счисление и определять местоположение судна с использованием береговых ориентиров, РЛС, радионавигационных и глобальных навигационных спутниковых систем;

- использовать навигационные карты, навигационные пособия и устройства их отображения;

- осуществлять корректуру навигационных карт и пособий;

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.2 Умеет определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3, 4, 5 курсе в 5, 7, 10 семестре.
Дисциплина «Навигация и лоция» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Маневрирование и управление судном
 
- Теория и устройство судна
 
- Мореходная астрономия
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Организация службы на морских судах
 
- Математические основы судовождения
 
- Морские каналы и навигационная обстановка
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Предотвращение столкновений судов
 
- Электронная навигация (e-Navigation)
 
- Оценка риска в мореплавании
 
- Подготовка по использованию электронной картографической навигационной информационной системы (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 432 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
7
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
237
90
72
75
В том числе: 
Лекционные занятия
96
30
36
30
Лабораторные занятия
141
60
36
45
Самостоятельная работа
107
18
47
42
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
КП
Общая трудоемкость дисциплины
432
144
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основы навигации
 
Лекционные занятия:

Цель изучения дисциплины «Навигация и Лоция» Задачи изучения дисциплины «Навигация и Лоция», Основные определения.

Фигура и модели Земли.

Основные точки, линии и плоскости на поверхности Земли. Географические координаты. Разности широт и долгот. Радиусы кривизны земного эллипсоида

2
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1. Ориентирование наблюдателя на земной поверхности
Лабораторные занятия:

Найти: географические координаты точки, разность широт и долгот на морской навигационной карте (МНК)

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 2. Определение направлений в море
Лекционные занятия:

Основные линии и плоскости наблюдателя, Системы счета направлений (Круговая система счета, Полукруговая система счета, Четвертная система счета, Румбовая система счета), Истинные направления и их соотношения, Дальность видимости горизонта и ориентиров в море (Дальность видимости горизонта, Дальность видимости ориентиров в море, Дальность видимости огня ориентира, показанная на карте).

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 2. Определение направлений в море
Лабораторные занятия:

Определить: Истинные направления и их соотношения, дальность видимости горизонта, дальность видимости ориентиров в море, дальность видимости огня ориентира с учетом высоты глаза наблюдателя на МНК.

6
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Принцип определения направлений по магнитному компасу.

Магнитное склонение.

Магнитные направления.

Девиация магнитного компаса. Компасные направления. Поправка магнитного компаса и ее определение. Расчет истинных направлений по магнитному компасу. 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Нанести на МНК истинные направления с учетом поправки магнитного компаса 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 3. Определение направлений в море с помощью магнитных компасов 
Самостоятельная работа:

Определение направлений в море с помощью гироскопических курсоуказателей 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Единицы длины и скорости, применяемые в судовождении.

Принципы измерения скорости судна.

Определение скорости судна. Поправка и коэффициент лага.

Определение пройденного судном расстояния 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Определение скорости и пройденного расстояния судном на МНК.

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 4. Определение скорости судна и пройденных им расстояний 
Самостоятельная работа:

Логарифмическая линейка

2
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 2. Морские навигационные карты в проекции Меркатора 
 
Тема 5. Морские навигационные карты 
Лекционные занятия:

Морская карта.

Требования к ее содержанию и оформлению. Требования к морской навигационной карте. Классификация морских карт.

Картографические проекции и их классификация.

Меркаторская проекция.

Уравнение проекции Меркатора. Единицы длины на карте меркаторской проекции.

Построение меркаторской карты. 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Построение МНК, условные обозначения на МНК 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 5. Морские навигационные карты 
Самостоятельная работа:

Система адмиралтейских номеров морских навигационных карт.

Степень доверия к морским навигационным картам. Понятие Локсодромии и Ортодромии. 

2
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 3. Счисление пути судна. Счисление координат судна (СКС)
 
Лекционные занятия:

Элементы счисления.

Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация.

Требования к счислению пути судна. Циркуляция судна и ее графический учет

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Графическое счисление пути судна без учета дрейфа и течения.

Графический учет циркуляции при счислении пути судна 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 6. Графическое счисление координат судна
Самостоятельная работа:

Требования к оформлению счисления пути судна на карте.

Способы определения элементов циркуляции судна

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Ветер и его влияние на путь судна. Определение угла дрейфа от ветра.

Морские течения и их влияние на путь судна.

Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна. Учет течения при графическом счислении пути судна.

Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна. Расчет Т/ОЛ на заданную точку (поворота, траверза, кратчайшего расстояния, открытия/закрытий ориентира). 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 7. Графическое счисление координат судна с учетом дрейфа и течения
Самостоятельная работа:

Шкалы силы ветра, источник сведений о ветрах. Истинный и кажущийся ветер, соотношения между ними.

2
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Физическая сущность явления приливов и отливов. Основные элементы прилива. Неравенства приливов. Таблицы приливов. 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 8. Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами
Самостоятельная работа:

График прилива. Судовождение в морях с приливами 

4
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
7 семестр
 
Раздел 4. Морские навигационные карты и пособия. Навигационные предупреждения. СНО. 
 
Лекционные занятия:

Критерии качества морской навигационной карты. «Подъем» морской навигационной карты.

Оценка морской навигационной карты судоводителем.

Корректура морских навигационных карт.

Назначение и задачи навигационного оборудования. Средства и методы навигационного оборудования.

Зрительные средства навигационного оборудования. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Корректура морских навигационных карт.

Условные знаки морских карт. «Чтение» карты. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 9. Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания.

Навигационные предупреждения. СНО.

Самостоятельная работа:

Условные знаки морских карт. «Чтение» карты.

Плавучие предостерегательные знаки Радиотехнические средства навигационного оборудования.

Звукосигнальные и гидроакустические средства навигационного оборудования.

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 5. Определения места судна в море
 
Тема 10. Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам 
Лекционные занятия:

Общие принципы определения места судна в море. Навигационные параметры и изолинии.

Сущность определения места судна по навигационным изолиниям. Определение места судна по визуальным пеленгам на береговые ориентиры.

Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров.

Параллельное индексирование. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Приведение навигационных параметров и изолиний к одному месту (моменту).

Определение места судна по пеленгам на два и три ориентира. Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров.

Практическое выполнение способа определения места судна по двум горизонтальным углам. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 10. Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам 
Самостоятельная работа:

Определение места судна способом «крюйс-пеленг». Условные обозначения обсервованных мест.

Случай неопределенности. 

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Средства и способы определения расстояний до видимых ориентиров.

Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров 

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров.

Определение места судна способом «крюйс-расстояние».

Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 11. Определение места судна по расстояниям до видимых навигационных ориентиров 
Самостоятельная работа:

Определение места судна способом «крюйс-расстояние».

Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира 

12
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Использование эхолота для определения места судна. Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров.

Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние».

Определение места при следовании судна по створу.

5
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 12. Комбинированные и приближенные способы определения места судна
Лабораторные занятия:

Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров.

Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние».

Определение места при следовании судна по створу.

5
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 12. Комбинированные и приближенные способы определения места судна
Самостоятельная работа:

Приближенные способы определения места судна

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Погрешности измерений и их виды. Оценка точности счисления координат судна.

Коэффициент точности счисления и его расчет. Средняя квадратическая погрешность линии положения. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна. 

5
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Оценка и анализ точности счислимого места судна на МНК

5
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 13. Оценка и анализ точности счисления координат судна 
Самостоятельная работа:

Аналитическое (письменное) счисление координат судна. 

7
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
10 семестр
 
Раздел 6. Плавание судна в особых условиях 
 
Лекционные занятия:

Локсодромия и ее элементы. Ортодромия и ее элементы. Основные формулы ортодромии.

Способы ее задания. 

6
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Расчет плавания по локсодромии. Расчет плавания по ортодромии. 

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 14. Плавание по дуге большого круга – ортодромии 
Самостоятельная работа:

Расчет координат промежуточных точек ортодромии.

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 15. Подготовка штурманской части к рейсу и в рейсе.
Лекционные занятия:

Рейсовое задание. Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход. Изучение района плавания.

Предварительная прокладка пути судна.

Ведение исполнительной навигационной прокладки. Маневренные характеристики судна. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

«Подъем» карт и окончательная проработка плана перехода 

17
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 15. Подготовка штурманской части к рейсу и в рейсе.
Самостоятельная работа:

Штурманская справка на переход. Правила ведения судового журнала.

Лоцманская карточка. 

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Основные особенности условий плавания в стесненных водах.

Безопасная скорость судна. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях.

Расчет и планирование поворота. Контроль глубин. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Расчет и планирование поворота. Контроль глубин

18
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 16. Навигационное обеспечение плавания судна в стесненных водах 
Самостоятельная работа:

Подготовка к плаванию в стесненных водах.

Обязанности ВПК при плавании судна в стесненных водах.

Действия ВПК при выходе судна из полосы движения СРД.

10
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Подготовка судна к подходу к берегу. Подход судна к берегу с моря.

Варианты подхода судна к побережью. Выбор курсов подхода.

Опознавание ориентиров.

Плавание судна при ограниченной видимости. Узкости и их особенности. Особенност и навигационных условий в шхерах. Особенности судовождения в узкостях. Сетки изолиний. 

8
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 17. Навигационное обеспечение подхода судна к берегу и прибрежного плавания. Судовождение в узкостях.
Самостоятельная работа:

Навигационное обеспечение прибрежного плавания.

Действия судоводителя при плавании с лоцманом. 

12
ПК-01.2,ПК-10.1,ПК-10.2,ПК-10.3,ПК-10.4,ПК-10.5,ПК-10.8,ПК-10.9,ПК-10.10,ПК-10.14,ПК-10.15,ПК-10.16,ПК-10.17,ПК-10.18,ПК-18.1,ПК-18.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Навигация и лоция» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.