2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Предотвращение столкновений судов_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Предотвращение столкновений судов»
26.05.05 – Б1.В.03 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Предотвращение столкновений судов»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.03 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Предотвращение столкновений судов»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Предотвращение столкновений судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Линник С.И.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Предотвращение столкновений судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.2 Умеет применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.3 Умеет использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.4 Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.5 Знает технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.6 Знает использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов Уметь: Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.7 Умеет нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.8 Умеет постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.9 Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.10 Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.11 Умеет надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03.12 Умеет определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка
 
 
 
 
 
Знать:

- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов

Уметь:

- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям

Владеть:

- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.13 Знает принципы управления личным составом на мостике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4, 5 курсе в 7, 8, 10 семестре.
Дисциплина «Предотвращение столкновений судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Навигация и лоция
 
- Оценка риска в мореплавании
 
- Маневрирование и управление судном
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Поиск и спасание на море
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
8
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
102
36
36
30
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
66
18
18
30
Самостоятельная работа
60
36
24
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
72
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Общие положения 
 
Тема 1.1
Лекционные занятия:

Концепция решения задачи предотвращения столкновений судов

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.2
Лекционные занятия:

Обоснование необходимости Правил 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.3
Лекционные занятия:

Нормативная база

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.4
Лекционные занятия:

Современные средства предупреждения столкновений 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 2. Особенности решения задач безопасного расхождения в соответствии с МППСС-72
 
Тема 2.1
Лекционные занятия:

Структура МППСС-72

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.2.
Лекционные занятия:

Организация наблюдения

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.3
Лекционные занятия:

Оценка опасности столкновения 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.4.
Лекционные занятия:

Принципы расчета безопасной скорости 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.5.
Лекционные занятия:

Выбор действий для предупреждения столкновений

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.6
Лекционные занятия:

Стесненные условия маневрирования

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.7
Лекционные занятия:

Плавание в разных условиях видимости

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.8
Лекционные занятия:

Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.9
Лекционные занятия:

Курсы судов пересекаются

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.10
Лекционные занятия:

Кто и когда уступает дорогу

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.11
Лекционные занятия:

Сложности обгона

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.12
Лекционные занятия:

Статус судна согласно МППСС-72 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.13
Лекционные занятия:

Ограниченная видимость

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.14
Лекционные занятия:

Огни, знаки и звуковые сигналы судов, предусмотренные Правилами

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.15
Лекционные занятия:

Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.16
Лекционные занятия:

Приложения к МППСС-72

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 3. Закономерности сближения судов 
 
Тема 3.1
Лекционные занятия:

Принцип относительного движения

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 3.2
Лекционные занятия:

Прокладка относительного движения судов

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 3.3
Лекционные занятия:

Определения параметров движения встречных судов

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 3.4
Лекционные занятия:

Виртуально определение параметров сближения

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 4. Оценка ситуации
 
Тема 4.1
Лекционные занятия:

Оценка риска столкновения

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 4.2
Лекционные занятия:

Классификация целей по степени их опасности

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 4.3
Лекционные занятия:

Оценка расхождения с учетом требований МППСС-72

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 5. Выбор маневра расхождения
 
Тема 5.1
Лекционные занятия:

Принцип оценки необходимости маневра 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 5.2
Лекционные занятия:

Маневр изменением курса и скорости

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 5.3
Лекционные занятия:

Учет инерции нашего судна

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 5.4
Лекционные занятия:

Принципы контроля расхождения

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 6. Технические средства предупреждения столкновений 
 
Тема 6.1
Лекционные занятия:

Система САРП АИС 

0,5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 6.2
Лекционные занятия:

ЭКНИС СУДС 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 6.3
Лекционные занятия:

Перспективы решения проблемы безопасного расхождения судов

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 7. Особенности решения задач безопасного расхождения в соответствии с МППСС-72
 
Практические занятия:

МППСС-72. Общие положения. (Правила 1-3)

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

МППСС-72. Плавание судов при любых условиях (Правила 4-10) 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

МППСС-72. Плавание судов, находящихся на виду друг у друг (Правила 11-18)

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

МППСС-72. Плавание судов при ограниченной видимости. Огни и знаки (Правила 19-31)

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Структура МППСС-72
Практические занятия:

МППСС-72. Звуковые и световые сигналы. Руководство, Приложения (Правила 32-38)

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 8. Закономерности движения судов
 
Прокладка относительного движения судов на маневренном планшете
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение курса и скорости других судов) 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Маневр изменением курса

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Прокладка относительного движения судов на маневренном планшете
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Маневр изменением скорости, комбинированный маневр)

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 9. Оценка ситуации сближения судов
 
Оценка риска столкновения по данным радиолокационной прокладки
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение курса и скорости других судов)

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Оценка риска столкновения 
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение маневра другого судна)

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 10. Выбор маневра расхождения
 
Выбор вида маневра
Практические занятия:

Выбор маневра для расхождения с другими судами (Истинная прокладка) 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Учет инерции нашего судна 
Практические занятия:

Учет инерции нашего судна при изменении курса (Определение точки поворота на прежний курс) 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Истинная прокладка
Практические занятия:

Учет инерции нашего судна при маневре скоростью 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Принципы контроля расхождения 
Практические занятия:

Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (режим ЛИД) 

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 11. Технические средства для предупреждения расхождения
 
Виртуальная оценка ситуации сближения в относительном движении 
Практические занятия:

Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (режим ЛОД)

1
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Самостоятельная работа:
36
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
8 семестр
 
Раздел 12. 
 
Лекционные занятия:

Концепция решения задачи предотвращения столкновений судов в море 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1 
Практические занятия:

Методика решения задачи предотвращения столкновения 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Лекционные занятия:

Обоснование необходимости Правил для предотвращения столкновений судов, история их создания 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.1 
Практические занятия:

Разбор аварии при нарушении правил МППСС

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.2
Лекционные занятия:

Нормативная база по предотвращению столкновений

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.3 
Лекционные занятия:

Национальные требования

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.3
Практические занятия:

КТМ,Применение с точки зрения БМ

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 1.4
Лекционные занятия:

Современные средства, используемые для предупреждения столкновений судов 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 13. 
 
Лекционные занятия:

Структура МППСС

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Организация наблюдения

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.1-2.3
Практические занятия:

Оценка опасности столкновения.

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.4-2.13
Лекционные занятия:

Принципы расчета безопасной скорости

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Лекционные занятия:

Плавание судов на виду друг у друга 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Лекционные занятия:

Огни и знаки Звуковые и световые сигналы

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Выбор действий для предупреждения столкновений 

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Тема 2.4-2.13
Практические занятия:

Стесненные условия плавания

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
10 семестр
 
Раздел 14. 
 
Практические занятия:

Плавание в разных условиях видимости

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Сближение на противоположных курсах

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Курсы судов пересекаются

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Кто и когда уступает дорогу

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Сложности обгона

4
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Статус судна согласно МППСС-72

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Особенности расхождений в ограниченную видимость

2
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Раздел 15. 
 
Практические занятия:

МППСС-72 с комментариями

5
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Практические занятия:

Проверка соответствия положениям конвенции

3
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
Самостоятельная работа:
24
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Предотвращение столкновений судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.