2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Технические средства судовождения_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
26.05.05 – Б1.В.04 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства судовождения»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.04 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства судовождения»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Зайцев В.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных, гироскопических и спутниковых компасов;

- знает методы определения поправок компасов и определения погрешностей навигационных приборов;

Уметь:

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения;

- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

Владеть:

- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи

ПК-05 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-05.1 Знает погрешности систем и эксплуатационные аспекты навигационных систем
 
 
 
 
 
Знать:

- системы управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры и переход с ручного на автоматическое управление и обратно, с целью принятия решений и выполнения команд для избежания столкновения и управления безопасным плаванием судна;

Уметь:

- переходить с ручного управления курсом судна на автоматическое и обратно, настраивать органы управления автоматических систем для работы в оптимальном режиме;

- практически использовать РЛС, АИС, САРП, САС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, толковать и анализировать получаемую с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;

Владеть:

- решения навигационных задач с использованием  информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

ПК-05 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-05.2 Умеет оценивать навигационную информацию, получаемую из всех источников, включая радиолокатор и САРП, с целью принятия решений и выполнения команд для избежания столкновения и для управления безопасным плаванием судна
 
 
 
 
 
Знать:

- фундаментальные основы радиолокатора (РЛС), идентификационных систем (АИС), средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), интегрированных навигационных систем, иные электронные и технические средства судовождения, их тенденции развития и сферы применения, характерные ограничения;

- причины возникновения ошибок и точностные характеристики различных технических средств судовождения (навигационных приборов и инструментов)

Уметь:

- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;

- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;

- определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и навигационного оборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией технических средств судовождения;

Владеть:

- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов.

ПК-05 Способен обеспечить безопасное плавание судна путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений
ПК-05.3 Знает взаимосвязь и оптимальное использование всех навигационных данных, имеющихся для осуществления плавания
 
 
 
 
 
 
Знать:

- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства навигационных эхолотов, лагов, магнитных, гироскопических и спутниковых компасов;

Уметь:

- пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;

Владеть:

- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания различных видов и модификаций спутниковых, магнитных и гирокомпасов, радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием  информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

ПК-06 Способен определять и учитывать поправки компаса
ПК-06.1 Умеет определять и учитывать поправки гиро- и магнитных компасов
 
 
 
 
 
Знать:

- знает методы определения поправок гиро и магнитных компасов и способы определения ошибок и погрешностей навигационных приборов;

Уметь:

- работать с навигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки технических средств судовождения, устранять различные виды девиаций гиро и магнитных компасов;

Владеть:

- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания различных видов и модификаций спутниковых, магнитных и гирокомпасов, радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием  информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;

ПК-06.2 Знает принципы работы гиро- и магнитных компасов
 
 
 
 
 
Знать:

- виды, комплектацию, принцип работ, правила эксплуатации различных гиро и магнитных компасов отечественного и иностранного производства

Уметь:

- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

Владеть:

- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов

ПК-06.3 Понимает работу систем, контролируемых основным прибором гирокомпаса
 
 
 
 
 
Знать:

- методы и способы компенсации и уничтожения девиации гирокомпасов, магнитных компасов

Уметь:

- определять, рассчитывать и составлять таблицу остаточной девиации судовых компасов

Владеть:

- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов

ПК-06 Способен определять и учитывать поправки компаса
ПК-06.4 Знает принципы действия и обслуживания основных типов гирокомпасов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Способы и методы определения места судна астрономическими методами

Уметь:

- Использовать технические средства для определения места судна астрономическими способами

Владеть:

- способами определения поправок компасов и определения места судна с помощью астрономических методов

ПК-18.1 Умеет использовать небесные тела для определения местоположения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- Способы и методы определения места судна астрономическими методами

Уметь:

- Использовать технические средства для определения места судна астрономическими способами

Владеть:

- способами определения поправок компасов и определения места судна с помощью астрономических методов

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.2 Умеет определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3, 4, 5 курсе в 5, 7, 8, 10 семестре.
Дисциплина «Технические средства судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математические основы судовождения
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Радиотехника
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская радиосвязь и телекоммуникации
 
- Навигация и лоция
 
- Оборудование судов технического флота
 
- Энергетические установки и электрооборудование судов
 
- Маневрирование и управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 396 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
7
8
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
243
60
36
72
75
В том числе: 
Лекционные занятия
99
15
18
36
30
Лабораторные занятия
99
18
36
45
Практические занятия
45
45
Самостоятельная работа
72
12
9
45
6
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
396
72
72
144
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1.1 Введение. Общие сведения о магнитном поле 
Лекционные занятия:

Магнитное поле Земли.

Принцип действия магнитных компасов. Вектор напряжённости магнитного поля Земли. Понятия о магнитном наклонение и магнитном склонении

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Магнитное поле судна. Девиация магнитного компаса. Уравнение Пуассона
Лекционные занятия:

Твёрдое и мягкое судовое железо. Составление уравнения Пуассона.

Понятие о коэффициентах Пуассона. Определение плоскости компасного меридиана, компасного меридиана и девиации. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Анализ уравнений Пуассона. 
Лекционные занятия:

Преобразование уравнений Пуассона. Вывод 6 новых магнитных сил, характеризующих магнитное поле судна на ровном киле.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Судовые магнитные силы 
Лекционные занятия:

Девиация магнитного компаса.

Действие магнитных сил на стрелку компаса 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Многоугольник сил 
Лекционные занятия:

Направляющая сила магнитной стрелки. Построение многоугольника сил. Основная формула девиации. 

1
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Характер и свойства девиации
Лекционные занятия:

Постоянная, полукруговая, четвертная девиации 

1
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 Креновая девиация 
Лекционные занятия:

Изменение сил уравнений Пуассона при крене.

Коэффициент креновой девиации. 

1
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.8 Системы дистанционной передачи информации. Дистанционный магнитный компас 
Лекционные занятия:

Магнитные компасы с картушкой и индукционные.

Оптическая и электромеханическая системы дистанционной передачи.

Дистанционный МК с датчиком углового перемещения.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.9 Индукционный магнитный компас 
Лекционные занятия:

Индукционные МК и особенности учёта в них девиации. Индукционный датчик. Феррозонды.

Погрешность индукционного компаса.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 2. 
 
Тема 1.1 Магнитный Компас «КМ-145»
Практические занятия:

Конструкция приборов комплекта компаса «КМ-145». Подготовка компаса к работе. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Магнитный компас «КМ-115»
Практические занятия:

Назначение. Конструкция приборов комплекта компаса «КМ-115»

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Морской магнитный 127 мм компас«УКП-М» 
Практические занятия:

Назначение. Конструкция приборов комплекта компаса «УКП-М» 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Магнитный компас «КМО-Т» 
Практические занятия:

Назначение. Конструкция приборов комплекта компаса «КМО-Т» 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Устройство котелка магнитного компасаУКП-М 
Практические занятия:

Назначение, принцип работы, устройство

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Выверка магнитного компаса 
Практические занятия:

Общая выверка котелка.

Выверка девиационного прибора. Выверка картушки на застой 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 Приборы для уничтожения девиации 
Практические занятия:

Дефлектор Колонга. Устройство. Назначение. 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.8 Измерение магнитных сил с помощью дефлектора
Практические занятия:

Измерение магнитных сил на любом курсе и измерение вертикальных сил дефлектором

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.9 Судовой инклинатор. Компенсация креновой девиации
Практические занятия:

Назначение и устройство судового инклинатора.

Уничтожение креновой девиации с помощью инклинатора

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.10 Уничтожение девиации 
Практические занятия:

Необходимость уничтожения девиации. Принцип уничтожения девиации 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.11 Общие принципы уничтожения девиации 
Практические занятия:

Понятие об основных видах девиаций: четвертная, полукруговая, креновая, широтная 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.12 Компенсация широтной девиации 
Практические занятия:

Широтный компенсатор-флиндерсбар. Компенсация широтной девиации 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.13 Способ Эри 
Практические занятия:

Способ Эри-уничтожение полукруговой девиации на 4-х главных магнитных курсах 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.14 Способ Колонга 
Практические занятия:

Способ Колонга - уничтожение полукруговой девиации на 4-х главных магнитных курсах 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.15 Практическое уничтожение четвертной девиации 
Практические занятия:

Уничтожение четвертной девиации с применением безиндукционных пластин

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.16 Определение девиации магнитного компаса
Практические занятия:

Способы определения девиации для составления таблиц 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.17 Составление таблицы девиации
Практические занятия:

Вычисление коэффициентов и составление рабочей таблицы остаточной девиации 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
7 семестр
 
Раздел 3. Гидроакустические приборы и гирокомпасы
 
Тема 1.1 Звуковое поле
Лекционные занятия:

Основные свойства и параметры звукового поля 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Распространение акустических волн
Лекционные занятия:

Распространение акустических волн в водной среде. Скорость звука. Длина волны. Волновое уравнение 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Эхолоты 
Лекционные занятия:

Принцип действия эхолота и основные устройства, входящие в его состав. Гидроакустические антенны

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Гидроакустические лаги
Лекционные занятия:

Лаги - классификация.

Абсолютные и относительные лаги. Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Доплеровские лаги. Спутниковые лаги 
Лекционные занятия:

Принцип действия доплеровских лагов и особенности их работы.

Спутниковые радиодоплеровские лаги, принцип работы 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Корреляционные лаги 
Лекционные занятия:

Корреляционные гидроакустические лаги.

Двухрежимные лаги.

Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 Гироскоп. Суточное вращение Земли 
Лекционные занятия:

Основы прикладной теории гироскопа. Подвесы, применяемые в гироскопах.

Суточное вращение Земли и его составляющие 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.8 Превращение гироскопа в гирокомпас 
Лекционные занятия:

Общий принцип построения гирокомпаса. Техническая реализация гирокомпаса с непосредственным управлением.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.9 Влияние маневрирования судна на гирокомпас 
Лекционные занятия:

Инерционная прецессия ГК.

Условие апериодического перехода. Условие апериодического перехода.

Понятие об апериодическом гирокомпасе 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 4. Эхолоты, лаги, гирокомпасы
 
Лабораторные занятия:

Эхолот НЭЛ-5. Состав комплекта прибора.

Эксплуатация эхолота.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Навигационный эхолот НЭЛ М-3Б.

Состав комплекта и устройство основных приборов.

Эксплуатация 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Эхолоты 
Лабораторные занятия:

Эхолот НЭЛ-20К.

Органы управления, состав комплекта прибора.

Эксплуатация эхолота.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Индукционный лаг ИЭЛ-2М.

Основные технические характеристики, комплект приборов. Практическая эксплуатация лага 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Гидроакустические доплеровские лаги. Принцип действия. Многолучевые антенны. Определение погрешностей лага

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Гидроакустические лаги
Лабораторные занятия:

Устройство и эксплуатация доплеровского лага ЛА-53. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Чувствительный элемент двухгироскопного гирокомпаса, устройство, назначение. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Скоростная девиация гирокомпаса. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Темы  1.7-1.9 Гирокомпасы 
Лабораторные занятия:

Инерционная девиация Ι и ΙΙ рода 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
8 семестр
 
Раздел 5. РЛС, РНС, СНС
 
Тема 1.1 Принципы радиолокации 
Лекционные занятия:

Принцип действия РЛС.

Импульсный метод радиолокации. Структурная схема РЛС. Временные диаграммы. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Характеристики РЛС 
Лекционные занятия:

Технико-эксплуатационные характеристики РЛС. Параметры приёмопередатчика. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Состав аппаратуры РЛС 
Лекционные занятия:

Варианты комплектации РЛС.

Особенности радиолокационной аппаратуры, индикаторное, антенно-волноводное устройства. САРП, PC-radar. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Функциональная схема РЛС.

Приемо-передающее устройство.

Передатчик РЛС, магнетрон Приёмник, клистрон

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Функциональная схема РЛС.

Индикаторное устройство.

Назначение индикаторного устройства. Принцип работы ЭЛТ, НКД, ПКД, ЭВН, ШД, ОК.

Формирование круговой развёртки. Особенности применения 3 и 10 см диапазонов радиоволн.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Состав аппаратуры РЛС 
Лекционные занятия:

Функциональная схема РЛС.

Антенно-волноводное устройство 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

САРП - средства автоматической радиолокационной прокладки.

Принципы радиолокационной прокладки. Задачи, решаемые САРП.  

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Обобщённая функциональная схема. Назначение сопрягающих устройств. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Средства автоматической радиолокационной прокладки 
Лекционные занятия:

Методы представления информации в САРП.

Первичная и вторичная информация. Требования ИМО к эксплуатационно-техническим характеристикам САРП.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Радиотехнические и навигационные параметры РНС.

Навигационные функции РНС.

Способы определения места судна.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Судовые радионавигационны е системы 
Лекционные занятия:

Классификация РНС по радиотехническим и навигационным параметрам. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Состав СНС. Принцип работы. Типы орбит. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Методы определения места судна с помощью ИСЗ. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекционные занятия:

Глобальная спутниковая система «GPS». Назначение, общая характеристика и состав системы. 

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Судовые навигационные системы 
Лекционные занятия:

Спутниковая навигационная система «ГЛОНАСС».

Назначение, общая характеристика и состав системы. СНСGALILEO 

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 АИС. Общие сведения 
Лекционные занятия:

Общие сведения, Бортовая аппаратура АИС. Состав аппаратуры. Функции бортового оборудования 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 6. РЛС, РНС, СНС
 
Тема 1.1 Принципы радиолокации
Лабораторные занятия:

Виды ориентации (по курсу и по меридиану). Виды индикации радиолокационного изображения (ИОД и ИИД)

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Навигационные характеристики РЛС. Определение максимальной и минимальной дальности действия РЛС. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Навигационные характеристики РЛС.

Определение разрешающих способностей РЛС по направлению и расстоянию.

Определение мёртвой зоны и теневых секторов

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Влияние отражающих свойств объектов.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Влияние условий распространения радиоволн. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Влияние помех (реальных) на радиолокационное изображение. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Влияние помех (ложных) на радиолокационное изображение.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Технико-эксплуатационные и навигационные характеристики РЛС
Лабораторные занятия:

Изучение органов оперативного управления. Регулировка и настройка РЛС: ВАРУ, МПВ, АПЧ-РПЧ.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Техническая эксплуатация и навигационное использование РЛС. Техника безопасности при обслуживании РЛС.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Техническое обслуживание РЛС. Влияние технических параметров и органов управления на работу станции. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Техническая эксплуатация и навигационное использование РЛС
Лабораторные занятия:

Навигационное использование РЛС. Измерение координат.

Использование планшета. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Изучение методов представления информации в САРП. Использование органов оперативного управления работой и настройкой РЛС отечественного и иностранного производств. Названия и назначение органов управления РЛС модели «Furuno». 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лабораторные занятия:

Радиолокационный ответчик 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Эксплуатация РЛС с использованием САРП 
Лабораторные занятия:

SART. Радиолокационный ответчик РЛО. Назначение, устройство, принцип работы 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Автоматическая идентификационная система 
Лабораторные занятия:

АИС. Изучение информации, предоставляемой аппаратурой АИС. 

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Автоматическая идентификационная система 
Лабораторные занятия:

АИС. Режимы работы: режим ближней связи, режим дальней связи. Короткие сообщения о безопасности.

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Система «КОСПАС - SARSAT»
Лабораторные занятия:

Спутниковая система поиска и спасания на море.

Назначение, состав спутниковой системы «КОСПАС - SARSAT»

2
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
10 семестр
 
Раздел 7. Fвторулевые, ИСМ
 
Тема 1.1 Автоматизация управления судном по курсу
Лекционные занятия:

Основы теории авторулевых устройств. Функциональная схема авторулевого. 

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Внутренние обратные связи (КОС)
Лекционные занятия:

Внешняя обратная связь. Сигнал производной. 

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 СоставИСМ (Integrated Bridge System)
Лекционные занятия:

Датчики, НИС, СПС, СОМ, СПП, СУД, ИСР, РДР, ЦСМ. 

4
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Требования к ИСМ
Лекционные занятия:

Требования к объединённому оборудованию. Требования к интеграции, взаимодействию и к обмену данными 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Требования к навигационному комплексу OMBO-судов
Лекционные занятия:

Человеческий фактор.

Требования к контролю работы, к электропитанию 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Интегрированная система судна и место в ней ИСМ
Лекционные занятия:

Судовые технические средства (ТС).

Интегрированная система судна (ИСС). Локальная информационная сеть. 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 Станция управления движением судна
Лекционные занятия:

Назначение и структура станции. Состав станции. 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.8 Панели органов управления. Регулировки
Лекционные занятия:

Регулировки для общего коэффициента усиления, для настройки авторулевого при плохой погоде, для задания автоматически выполняемых поворотов. 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.9 Конинг дисплей 
Лекционные занятия:

NavyConning. Форма отображения данных для швартовки и для перехода. 

3
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 8. Авторулевые, ИСМ
 
Тема 1.1 Авторулевой «Аист»
Лабораторные занятия:

Комплект приборов и основные технические данные.

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.2 Авторулевой «Аист»
Лабораторные занятия:

Органы управления и эксплуатация авторулевого. 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.3 Авторулевой «АТР»
Лабораторные занятия:

Технико-эксплуатационные данные и устройство авторулевого. 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.4 Авторулевой «Печора»
Лабораторные занятия:

Общие сведения. Состав комплекта. Органы управления. 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.5 Эксплуатация авторулевых
Лабораторные занятия:

Техническое обслуживание авторулевых. 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.6 Эксплуатация авторулевых
Лабораторные занятия:

Методы обнаружения и устранения неисправностей в судовых условиях. 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.7 Панели органов управления
Лабораторные занятия:

Панель управления курсом и траекторией

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.8 Панель пропульсивных установок
Лабораторные занятия:

Панель главных двигателей и подруливающих устройств

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
Тема 1.9 Панель маневренной системы 
Лабораторные занятия:

Электронные маневренные системы. Системы дистанционного автоматического управления позиционированием (ДАУП) 

5
ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-06.1,ПК-06.2,ПК-06.3,ПК-06.4,ПК-18.1,ПК-18.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.