2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Мореходная астрономия_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
26.05.05 – Б1.В.10 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.10 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Мореходная астрономия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Амельченко С.Г.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Мореходная астрономия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды; основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.1 Умеет использовать небесные тела для определения местоположения судна
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды; основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса

ПК-18 Способен определять местоположение судна, поправки компаса астрономическими методами
ПК-18.2 Умеет определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и учитывать такие поправки
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Мореходная астрономия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Маневрирование и управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основы сферической и общей астрономии, где изучаются координаты светил, их изменения, измерение времени
 
Лекция 1
Лекционные занятия:

Параллактический треугольник.

1. Горизонтная система координат

2. 1-ая экваториальная система координат

3. Решение параллактического треугольника

4. Дифференциальные формулы мореходной астрономии

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекция 2 
Лекционные занятия:

Видимое суточное движение светил.

Видимое годовое движение солнца.

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекция 3
Лекционные занятия:

Система времен, применяемая в мореходной астрономии

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Хронометр и секстан

Изучение устройство хронометра и секстана.

Служба времени.

Выверки секстана.

Определение поправки индекса

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Графическое решение параллактического треугольника. Звездный глобус.

Изучение сферических координат. Два графических способа решения параллактического треугольника. Установка звездного глобуса, опознавание светила

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Вычисление высоты и азимута светила По таблицам вас-58

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Исправление высот

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Расчет экваториальных координат по мае

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Контрольная работа - расчет экваториальных координат по мае

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Самостоятельная работа:

Основы сферической и общей астрономии Цель: Создание базы сферической астрономии: системы сферических координат и переход от одной к другой.

Цель: Изучение устройства и выверок астрономических инструментов

9
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 2. Морские астрономические инструменты, где изучаются секстан, хронометр, звездный глобус и работа с ними
 
Лекция 4 
Лекционные занятия:

Исправление высот светил, измеренных секстаном.

1. Поправка за наклонение горизонта

2. Поправка за астрономическую рефракцию

3. Поправка за параллакс

4. Поправка за полудиаметр

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекция 5
Лекционные занятия:

Определение поправки компаса.

1. Определение поправки компаса методом моментов

2. Определение поправки компаса методом высот

3. Определение поправки компаса методом высот и моментов

4. Наивыгоднейшие условия определения поправки компаса

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекция 6
Лекционные занятия:

Основы астрономических обсерваций.

1. Основные понятие и определения

2. Уравнение круга равных высот

3. Высотная линия положения

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Определение широты по меридиональной высоте солнца, по полярной звезде

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Планирование астрономических обсерваций

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Определение поправки компаса

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Контрольная работа - определение поправки компаса 

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

ОМС по разновременным наблюдениям солнца. 

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Самостоятельная работа:

Морские астрономические инструменты.

Астронавигация Цель: Изучение методов определения поправки компаса и астрономических ОМС.

Подготовка к выполнению соответствующего раздела курсовой работы по Навигации и Лоции

9
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Раздел 3. Практическая (мореходная) астрономия или астронавигация, где рассматриваются методы определения поправки компаса, определение места судна и анализ погрешностей определения
 
Лекция 7
Лекционные занятия:

Определение места судна по двум светилам

1. ОМС по 2-м светилам

2. ОМС по разновременным наблюдениям солнца

1
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Лекция 8
Лекционные занятия:

ОМС по избыточным влп

1. Астрономическая биссектриса

2. ОМС по 3-м светилам

3. ОМС по 4-м светилам

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Контрольная работа - ОМС по разновременным наблюдениям солнца. 

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Определение места судна (ОМС) по двум звездам 

2
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Контрольная работа - ОМС по двум звездам

1
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

ОМС по звездам ускоренными способами

1
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

ОМС по звездам по таблицам подобранных звезд

1
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Практические занятия:

Определение поправки компаса по таблицам нориса 

1
ПК-18.1,ПК-18.2
 
Самостоятельная работа:

Решение задач мореходной астрономии по английским пособиям Цель: Подготовка курсантов к выполнению плавпрактики на инофлажных судах

9
ПК-18.1,ПК-18.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Мореходная астрономия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.