ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Геодезия и инженерные изыскания»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Геодезия и инженерные изыскания»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- современные теоретические основы и принципы развития геодезии в России и за рубежом;
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
- обращаться с геодезическими приборами;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки;
- навыками измерений по топографической карте;
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
- современные теоретические основы и принципы развития геодезии в России и за рубежом;
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
- обращаться с геодезическими приборами;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки;
- навыками измерений по топографической карте;
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
- современные теоретические основы и принципы развития геодезии в России и за рубежом;
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
- обращаться с геодезическими приборами;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки;
- навыками измерений по топографической карте;
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
- общие сведения о геодезических измерениях, основные понятия теории погрешностей, топографические карты и планы, и их использование при проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана;
- составлять отчеты по выполненным работам.
Владеть:
- математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;
- методами проведения инженерных изысканий;
- методами ведения геодезических измерений и обработки результатов измерений.
- общие сведения о геодезических измерениях, основные понятия теории погрешностей, топографические карты и планы, и их использование при проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана;
- составлять отчеты по выполненным работам.
Владеть:
- математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;
- методами проведения инженерных изысканий;
- методами ведения геодезических измерений и обработки результатов измерений.
- общие сведения о геодезических измерениях, основные понятия теории погрешностей, топографические карты и планы, и их использование при проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана;
- составлять отчеты по выполненным работам.
Владеть:
- математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;
- методами проведения инженерных изысканий;
- методами ведения геодезических измерений и обработки результатов измерений.
часов
Предмет геодезия и его значение
1. Геодезия – наука о земле.
2. Основные разделы геодезии.
3. Форма и размеры земли.
Метод проекций.
1. Ортогональный метод проектирования.
2. Поперечно-цилиндрическая равноугольная проекция Гаусса-Крюгера.
Системы координат и высот, применяемые в геодезии.
1. Географическая система координат.
2. Прямоугольная система координат.
3. Зональная и местная системы плоских прямоугольных координат.
4. Система высот.
Топографические карты и планы.
1. Классификация карт.
2. Топографические карты и планы, и различие между ними.
3. Масштабы карт и планов.
4. Номенклатура и разграфка топографических карт.
5. Ситуация и изображение ее на карте.
6. Рельеф и его изображение.
7. Картографическая и координатная сетки на карте.
8. Зарамочное оформление карт.
9. Профиль местности.
Масштабы. Измерение длин линий на карте с помощью масштабов.
1. Масштаб и его виды.
2. Измерение длин линий на карте.
Ориентирование линий.
1. Углы ориентирования.
2. Связь между углами ориентирования.
Решение задач по топографическим картам.
Приборы для измерения углов.
1. Принцип измерения горизонтального угла.
2. Принцип измерения вертикального угла
3. Классификация теодолитов.
4. Устройство теодолитов2Т30,4Т30.
Поверки и юстировки теодолитов 2Т-30, 4Т-30.
1. Основные геометрические оси.
2. Поверки и юстировки теодолита.
Поверки оптических теодолитов 2Т-30,4Т-30
Угловые измерения.
1. Приведение теодолита в рабочее положение.
2. Измерение горизонтального угла способом полного прима.
3. Измерение вертикального угла.
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 горизонтальных углов способом полного приема.
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 вертикальных углов и расстояний
Линейные измерения.
1. Понятие о линейных измерениях.
2. Методы измерений и приборы.
3. Закрепление и вешение линий.
4. Приведение наклонных линий к горизонту.
Геодезические сети и их развитие.
1. Общие сведения о геодезических сетях.
2. Методы создания геодезических сетей.
3. Государственная геодезическая сеть.
4. Геодезические сети сгущения.
5. Геодезические знаки для закрепления точек опорной сети.
Съемочные сети и их развитие.
1. Съемочные сети и методы их создания.
2. Рекогносцировка. Закрепление точек теодолитного хода.
3. Требования к построению съемочного обоснования методом теодолитных ходов.
4. Порядок выполнения полевых работ.
Камеральная обработка результатов измерений теодолитных ходов.
1. Прямая геодезическая задача.
2. Обратная геодезическая задача.
3. Камеральная обработка замкнутого и разомкнутого теодолитного ходов.
Решение прямой и обратной геодезических задач.
Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода.
Оценка точности измерений
Вычисление координат точек разомкнутого теодолитного хода.
Общие сведения о топографических съемках.
1. Виды съемок и их классификация.
2. Способы съемки ситуации.
3. Абрис.
4. Определение неприступного расстояния
Тахеометрическая съемка.
1. Сущность тахеометрической съемки.
2. Плановое и высотное обоснование тахеометрической съемки.
3. Порядок работы на станции.
Построение плана местности по материалам контурной съемки
Вычислительная и графическая обработка материалов тахеометрической съемки
Подготовка к лекциям и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация.
Нивелирование и его виды.
1. Задачи и методы нивелирования.
2. Способы геометрического нивелирования.
3. Классификация государственных нивелирных сетей.
4. Нивелирные знаки.
Нивелиры. Устройство и поверки нивелира.
1. Классификация нивелиров.
2. Устройство нивелира.
3. Поверки нивелира.
4. Нивелирные рейки, башмаки.
Поверки нивелира
Техническое нивелирование. Разбивка магистрали.
1. Назначение технического нивелирования.
2. Состав работ при изыскании трассы.
3. Нивелирование трассы
Уравнивание нивелирного хода.
Вычисление отметок через превышение и горизонт инструмента
Построение продольного и поперечного профилей по результатам полевого трассирования и нивелирования трассы
Подготовка к лекциям и практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.