2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Поиск и спасание на море_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Поиск и спасание на море»
26.05.05 – Б1.В.20 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Поиск и спасание на море»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.20 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Поиск и спасание на море»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Поиск и спасание на море» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Зайцев В.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Поиск и спасание на море»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- содержание Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС);

- маневры и процедуры при спасании человека за бортом;

- устройство аварийной буксировки и процедуры буксировки;

Уметь:

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций;

Владеть:

- навыками передачи сигнала бедствия различными способами;

ПК-17.1 Знает процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры, которые необходимо выполнять при спасании людей на море, при оказании помощи терпящему бедствие судну, при аварии, произошедшей в порту;

- действия, которые должны предприниматься, если посадка на мель неизбежна, и после посадки на мель;

- процедуры снятия судна с мели с посторонней помощью и своими силами;

Уметь:

- применять процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС);

Владеть:

- навыками передачи сигнала бедствия различными способами;

ПК-17 Способен обеспечить координирование поисково-спасательных операций на месте бедствия
ПК-17.2 Умеет применять процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС);

- маневры и процедуры при спасании человека за бортом;

- устройство аварийной буксировки и процедуры буксировки;

- процедуры, которые необходимо выполнять при спасании людей на море, при оказании помощи терпящему бедствие судну, при аварии, произошедшей в порту;

- действия, которые должны предприниматься, если посадка на мель неизбежна, и после посадки на мель;

- процедуры снятия судна с мели с посторонней помощью и своими силами;

Уметь:

- использовать судовые средства радиосвязи и телекоммуникаций;

- применять процедуры, содержащиеся в Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС);

Владеть:

- навыками передачи сигнала бедствия различными способами;

ПК-46 Способен действовать при получении сигнала бедствия на море
ПК-46.1 Знает содержание Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС)
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Поиск и спасание на море» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Технические средства судовождения
 
- Математические основы судовождения
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Радиотехника
 
- Математика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
- Производственная практика - плавательная практика
 
- Оценка риска в мореплавании
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Национальные правовые документы 
 
Лекционные занятия:

Общие сведения. Глава ХХ «Спасание судов и другого имущества». 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Глава ХХ. СТ 337

Сфера применения правил, установленных настоящей главой. 

1
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 1.1 Кодекс торгового мореплавания РФ
Самостоятельная работа:

Глава ХХ. СТ 338 Договоры о спасании

1
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 1.2 Положения и Постановления Правительства РФ
Лекционные занятия:

Постановление Правительства № 834, №371, приказ Минтранса №169 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Раздел 2. Основные международные документы 
 
Лекционные занятия:

1. Общие сведения.

2. Глава ΙΙΙ. Спасательные средства

3. Глава ΙΙΙ. Раздел V Правило 35, правило 37. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 2.1 Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море

«SOLAS-74» 

Лекционные занятия:

1. Глава V. Правило 7, 8

2. Глава V Правила 21,33

3. Кодекс ЛСА. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

Глава ΙΙΙ. Часть В.

Раздел 1 Правило 8 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Глава ΙΙΙ. Часть В.

Раздел 1 Правило 7 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Глава ΙV. Часть А.

Раздел 1 Правило 2 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 2.1 Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море

«SOLAS-74» 

Самостоятельная работа:

Глава V. Обзор.

Правило 33 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Лекционные занятия:

1. Гл.1. Термины и Определения.

2. Гл.2. Организация.

3. Гл.3. Сотрудничество.

4. Порядок действий. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

Гл.4. (п.4.1-4.3) Подготовительные меры

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Гл.5. (п.5.1-5.2) Порядок проведения спасательных операций. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 2.2 Международная Конвенция по поиску и спасанию на море «SAR-79» 
Самостоятельная работа:

Гл.6. (п.6.1-6.4) Системы судовых сообщений. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Лекционные занятия:

1. Общие положения

2. Осуществление спасательных операций 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

Обязанности спасателя, владельца и капитана. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Права спасателей.

1. Ст.12. Условия вознаграждения.

2. Ст.13. Критерии установления вознаграждения. 

1
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 2.3 Международная Конвенция о спасении имущества 1989 года

«SALVAGE-89» 

Самостоятельная работа:

1. Ст. 14. Специальные компенсации.

2. Ст. 15. Распределение вознаграждения.

1
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Раздел 3. IAMSAR. Том ΙΙΙ
 
Лекционные занятия:

1. IAMSAR. Раздел 1. Обзор, цель, ответственность и обязательства. Организация системы SAR.

2. Координация поиска и спасания.

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

Координатор поисково-спасательной операции. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Координатор на месте проведения операции. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.1 IAMSAR. Общие сведения. Организация SAR 
Самостоятельная работа:

Системы судовых сообщений. АМВЕР. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

1. Этап поиска. План поисковых действий и сообщений.

2. Этап спасания. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

1. Методы оповещения о бедствии.

2. Незамедлительные действия.

3. Следование в район бедствия.  

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.2 IAMSAR. Оказание помощи 
Самостоятельная работа:

1. Подготовительные мероприятия на борту судна.

2. Визуальная (зрительная) связь. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Лекционные занятия:

1. Принципы координации операций по поиску и спасанию.

2. Поиск по расширяющимся квадратам(SS).

3. Секторный поиск(VS).

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

Схемы поиска.

Радиосвязь на месте проведения операции.

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Частоты радиосвязи в случае бедствия (таблицы).

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.3 IAMSAR. Координация действий на месте проведения операции 
Самостоятельная работа:

1. Поиск по линии пути.

2. Поиск с параллельным обзором линии пути (PS). 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

1. Сигналы аварийного оповещения (речевые сигналы и служебные слова).

2. Инструкции для капитанов судов, терпящих бедствие. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

1. Общие рекомендации. Оповещение о чрезвычайной ситуации.

2. Методы аварийного оповещения.

3. Сообщение о бедствии с борта морского судна. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.4 IAMSAR. Чрезвычайные ситуации на борту судна 
Самостоятельная работа:

Визуальные международные сигналы бедствия.

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Лекционные занятия:

1. Три ситуации.

2. Маневры морского судна

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.5 IAMSAR. Человек за бортом 
Практические занятия:

Стандартные способы маневрирования 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.5 IAMSAR. Человек за бортом 
Самостоятельная работа:

Человек за бортом.

Первоначальные действия. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Практические занятия:

1. Пожар на борту судна.

2. Посадка на мель.

3. Повреждение корпуса.

4. Покидание судна. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Самостоятельная работа:

Чрезвычайные ситуации медицинского характера. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
Тема 3.6 IAMSAR. Аварийные ситуации на судах в море 
Самостоятельная работа:

Акты незаконного вмешательства. Пираты и вооружённые грабители. 

2
ПК-17.1,ПК-17.2,ПК-46.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Поиск и спасание на море» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.