ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- методику решениянавигационных задач наплоскости, сфере и сфероиде, методику расчета координат местапо известным навигационным параметрам с оценкой точности;принципы решения задач обсервации при наличии избыточныхизмерений.
Уметь:
- решать навигационные задачи на сфере и плоскости;
- рассчитывать точностьпрямых и косвенных навигационных измерений;
- применять линейные аналитические и графоаналитические методы расчета координат при достаточном и избыточном количестве измерений, оценивать точность обсервации
Владеть:
- методикойрасчета координат судна и прокладки линий положения.
- методику решениянавигационных задач наплоскости, сфере и сфероиде, методику расчета координат местапо известным навигационным параметрам с оценкой точности;принципы решения задач обсервации при наличии избыточныхизмерений.
Уметь:
- решать навигационные задачи на сфере и плоскости; рассчитывать точностьпрямых и косвенных навигационных измерений;
- применять линейные аналитические и графоаналитические методы расчета координат при достаточном и избыточном количестве измерений, оценивать точность обсервации.
Владеть:
- методикойрасчета координат судна и прокладки линий положения.
- методику решениянавигационных задач наплоскости, сфере и сфероиде, методику расчета координат местапо известным навигационным параметрам с оценкой точности;принципы решения задач обсервации при наличии избыточныхизмерений.
Уметь:
- решать навигационные задачи на сфере и плоскости; рассчитывать точностьпрямых и косвенных навигационных измерений;
- применять линейные аналитические и графоаналитические методы расчета координат при достаточном и избыточном количестве измерений, оценивать точность обсервации.
Владеть:
- методикойрасчета координат судна и прокладки линий положения.
- методы построения навигационной модели типовых профессиональных задач.
Уметь:
- обрабатыватьэкспериментальные данные.
Владеть:
- основнымиприемами обработки экспериментальных данных, методами построения навигационной моделитиповых профессиональных задач.
- методы построения навигационной модели типовых профессиональных задач.
Уметь:
- обрабатыватьэкспериментальные данные
Владеть:
- основнымиприемами обработки экспериментальных данных, методами построения навигационной моделитиповых профессиональных задач.
- методы построения навигационной модели типовых профессиональных задач.
Уметь:
- обрабатыватьэкспериментальные данные.
Владеть:
- основнымиприемами обработки экспериментальных данных, методами построения навигационной моделитиповых профессиональных задач.
- методы построения навигационной модели типовых профессиональных задач.
Уметь:
- обрабатыватьэкспериментальные данные.
Владеть:
- основнымиприемами обработки экспериментальных данных, методами построения навигационной моделитиповых профессиональных задач.
- методы построения навигационной модели типовых профессиональных задач.
Уметь:
- обрабатыватьэкспериментальные данные.
Владеть:
- основнымиприемами обработки экспериментальных данных, методами построения навигационной моделитиповых профессиональных задач.
- математические методы обработки информации, используемые в навигации.
Уметь:
- анализироватьи определять оптимальные методы обработки информации, используемые в навигации.
Владеть:
- методами содержательной интерпретации полученных результатов решения задач навигации.
- математические методы обработки информации, используемые в навигации.
Уметь:
- анализироватьи определять оптимальные методы обработки информации, используемые в навигации.
Владеть:
- методами содержательной интерпретации полученных результатов решения задач навигации.
часов
Практические приемы и методы решения основных задач на морской навигационной карте
Цель: ознакомить с построением, содержанием морской навигационной карты (МНК), устройством, использованием прокладочного инструмента.
Определение разности широт и разности долгот, координат пунктов прихода и отхода
Цель: Привитие практических навыков решения задач на определение разности широт (РШ) и разности долгот (РД), координат пунктов прихода и отхода.
Перевод направлений в различных системах счета.
Соотношения между курсом судна, пеленгом и курсовым углом предмета
Цель: Привитие практических навыков решения задач по переводу одной системы деления горизонта в другие.
Приобретение навыков в расчете соотношений между ИК, ИП, ОИП,КУ.
Расчет координат точек, РШ, РД, ИК, S; ИП,КУ и D при плавании судна
Цель: Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков при решении простейших навигационных задач на МНК.
Использование гироскопических компасов. Перевод и исправление румбов
Цель: Привитие практических навыков решения задач по переводу и исправлению румбов для гироскопических компасов.
Расчет магнитного склонения, девиации, поправки магнитного компаса. Перевод и исправление румбов
Цель привитие практических навыков решения задач на определение магнитного склонения и приведения его году плавания; выборку девиации магнитного компаса из таблиц; расчет общей поправки магнитного компаса. Перевод и исправление румбов.
Решение комплексных задач на: перевод, исправление румбов; соотношение между пеленгом, курсом и курсовым углом
Цель закрепление практических навыков решения задач на перевод и исправление румбов.
Подготовка к лекциям и лабораторным/практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Расчет дальности видимости горизонта, предметов и огней в море
Цель привитие навыков решения задач на расчет дальности видимости горизонта, предметов и огней в море.
Морские единицы длины и скорости. Расчет пройденного судном расстояния, скорости судна, отсчетов лага, поправки и коэффициента лага
Цель привитие практических навыков по переводу единиц длины , скорости из одной системы в другую; решение задач на расчет пройденного судном расстояния, скорости судна, отсчетов лага, поправки, коэффициента лага и моментов времени, соответствующих показаниям лага.
Методы определения скорости судна, поправки и коэффициента лага
Цель привитие практических навыков по определению скорости судна, поправки и коэффициента лага.
Методы определения поправки компаса
Цель привитие практических навыков по определению поправки магнитного и гироскопического гирокомпасов.
Прокладка на МНК маршрута судна по ГКК, ΔГК, Vл, t, Sл
Прокладка на МНК маршрута судна по КК, ΔМК, Vл, t, Sл
Прокладка на МНК маршрута судна по ГКК, КК, ΔГК, ΔМК, Vл, t, Sл
Прокладка на МНК маршрута судна по ГКК, КК, ΔГК, ΔМК, Vл, t, Sл (зачетная - итоговая)
Подготовка к лекциям и лабораторным/практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.