2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Морская практика_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская практика»
26.05.05 – Б1.В.23 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская практика»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.23 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская практика»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Морская практика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Амельченко С.Г. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морская практика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- обязанности вахтенного матроса на ходу и во время стоянки судна в порту, команды, подаваемые на руль, и порядоких выполнения, назначение приборов, находящихся на мостике.

Уметь:

- выполнять обязанности вахтенного матроса на ходуи на стоянке;

- понимать команды иобщаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнениемобязанностей по несению вахты,выполнять команды, подаваемыена руль лоцманом на английскомязыке, и другую профессиональную английскую лексику, необходимую для выполнения своих обязанностей при взаимодействии сдолжностными лицами

Владеть:

- терминами иопределениями, употребляемымина судне, действиями при приеме, несении и сдаче вахты.

ПК-02.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

- обязанности вахтенного матроса на ходу и во время стоянки судна в порту, команды, подаваемые на руль, и порядоких выполнения, назначение приборов, находящихся на мостике.

Уметь:

- выполнять обязанности вахтенного матроса на ходуи на стоянке;

- понимать команды иобщаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнениемобязанностей по несению вахты,выполнять команды, подаваемыена руль лоцманом на английскомязыке, и другую профессиональную английскую лексику, необходимую для выполнения своих обязанностей при взаимодействии сдолжностными лицами

Владеть:

- терминами иопределениями, употребляемымина судне, действиями при приеме,несении и сдаче вахты.

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.2 Знает основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения Международных правил предупреждения столкновения судов на море (МППСС-72).

Уметь:

- применять правила МППСС- 72 при несении ходовой вахты.

Владеть:

- терминами и определениями, употребляемымина судне в соответствии с международными правилами.

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.9 Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок и участвовать в проведении испытанийустановленного навигационного исудового транспортного оборудования

- порядок и срокипроведения занятий, тренировок иучений с экипажем судна.

Уметь:

- определять работоспособность установленных навигационных приборов и готовность к работе судового транспортного оборудования.

Владеть:

- осуществлятьнаблюдение и вести контроль забезопасной эксплуатацией навигационных приборов и судовогооборудования

ПК-08.1 Способен использовать Международный свод сигналов
 
 
 
 
 
Знать:

- рекомендовать проведение самоподготовки с использованием инструкций, схем, пособий и расписаний по тревогам.

Уметь:

- проводить занятия и тренировки с членами экипажа, контролировать освоениеконструктивного устройства судна и судовых систем вновь прибывшими членами экипажа.

- участвовать в действиях АП при проведении учебных тревог.

Владеть:

- знаниями припроведении занятий, учебных тренировок и учений с внедрениемновых полученных информаций.

ПК-08 Способен передавать и получать информацию посредством визуальных сигналов
ПК-08.2 Способен передавать и принимать световые сигналы бедствия СОС с помощью азбуки Морзе, указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, указанные в Международном своде сигналов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Морская практика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Теория и устройство судна
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Понятие о судне.

Классификация судов. Транспортные суда. Служебно-вспомогательные суда 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Суда технического флота и специальные суда.

Суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.

Судостроительные материалы. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Материалы по уходу за корпусом.

Тросы.

Такелажные цепи и предметы  такелажного оборудования. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 4
Лекционные занятия:

Морские узлы.

Такелажные работы.

Парусные работы. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Судовые фундаменты.

Принципиальная схема внутреннего устройства морских судов.

Машинное отделение и топливные бункера. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Грузовые помещения и балластные цистерны.

Помещения для экипажа и пассажиров.

Служебные помещения. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1,2
Практические занятия:

Морские узлы.

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 3,4
Практические занятия:

Расчет тросов, горденей и талей 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 5,6
Практические занятия:

Эксплуатация рулевого устройства. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1-6
Самостоятельная работа:

Элементы морской практики.

12
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Раздел 2. 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Уход за судовыми помещениями.

Мероприятия по предотвращению загрязнения моря с судов.

Конструкция рулей. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Подруливающие устройства.

Рулевые приводы.

Уход за рулевым устройством. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Конструкция якорей.

Якорные цепи.

Якорные механизмы. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 4
Лекционные занятия:

Уход за якорным устройством.

Швартовое устройство.

Буксирное устройство.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Спасательные средства.

Шлюпбалки.

Перспективные спасательные средства. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Эксплуатация спасательного устройства.

Закрытия грузовых люков.

Водонепроницаемые закрытия.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1,2
Практические занятия:

Расчет нагрузок на грузовые стрелы. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 3,4
Практические занятия:

Эксплуатация якорного и швартовного устройства. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 5,6
Практические занятия:

Международный. Свод сигналов (МСС-65) 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1-6
Самостоятельная работа:

Морская сигнализация и связь

12
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Раздел 3. 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Уход за люковым закрытием.

Судовые мачты.

Конструкция грузовой стрелы. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Способы работы стрелами.

Современные типы грузовых устройств.

Особенности грузовых устройств для судов с горизонтальным способом грузообработки.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Уход за грузовым устройством.

Детали судовых систем.

Трюмные системы. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 4
Лекционные занятия:

Санитарные системы.

Системы отопления.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Противопожарные системы. Специальные системы танкеров.

Средства зрительной связи на судах. 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Пиротехнические средства.

Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1,2
Практические занятия:

Внутрисудовая связь 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 3,4
Практические занятия:

МППСС-72

Огни и знаки. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 5,6
Практические занятия:

МППСС-72

Звуковые и световые сигналы 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
Темы 1-6
Самостоятельная работа:

МППСС-72

12
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-03.9,ПК-08.1,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морская практика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.