2023-2024_26_05_05_65-19-12345-6217_plx_Маневрирование крупнотоннажных судов_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маневрирование крупнотоннажных судов»
26.05.05 – Б1.В.24 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маневрирование крупнотоннажных судов»

Индекс:

(Файл)

26.05.05 – Б1.В.24 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Маневрирование крупнотоннажных судов»

Специальность
26.05.05 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Маневрирование крупнотоннажных судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Жуков А.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Маневрирование крупнотоннажных судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-02.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

- процедуры несения ходовой навигационной вахты в соответствии с международными и национальными документами.

Уметь:

Владеть:

ПК-02.2 Знает основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.

Владеть:

ПК-02.3 Умеет использовать пути движения судов и системы судовых сообщений
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- использовать радар для определения места судна, определять звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, применять Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72.

Владеть:

ПК-02.4 Умеет применять технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- руководить членами команды мостика в соответствии с нормативными документами и процедурами несения ходовой навигационной вахты

Владеть:

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.5 Умеет управлять личным составом на мостике
 
 
 
 
 
Знать:

- Принципы и способы использования информации, получаемой о судовых приборов: гирокомпас, лаг, СНС, магнитный компас, анемометр

Уметь:

Владеть:

ПК-02 Способен нести безопасную ходовую навигационную вахту
ПК-02.6 Знает порядок использования информации, получаемой от навигационного оборудования, для несения навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-03.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- устанавливать различные уровни вахты в зависимости от условий плавания и руководить членами команды мостика

Владеть:

ПК-03.2 Умеет применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.

Владеть:

ПК-03.3 Умеет использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выполнять плавание по заданной траектории, используя информацию от навигационных приборов, применять лоцманские и штурманские способы контроля своего места суда, правильно толковать информацию от навигационных приборов

Владеть:

ПК-03.4 Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
Знать:

- звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72, технику радиолокационной проводки судна в ограниченную видимость.

Уметь:

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.5 Знает технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
Знать:

- использование системы передачи сообщений согласно Admiralty Lists of Radio Signals Vol.6, Ship’s Routeing, guide to Port Entry.

Уметь:

Владеть:

ПК-03.6 Знает использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Выполнять процедуры по смене вахты, несению вахты, учитывая требования РШС-89, Bridge Procedures Guide.

Владеть:

ПК-03.7 Умеет нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести наблюдение в соответствии с Правилом 5 МППСС 72, РШС-89.

- Вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним.

Владеть:

ПК-03.8 Умеет постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам
 
 
 
 
 
Знать:

- Огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками

Уметь:

Владеть:

ПК-03.9 Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой с необходимой частотой и полнотой

Владеть:

ПК-03.10 Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Вести судовой журнал и фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.11 Умеет надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Четко определить меру ответственности в различных условиях плавания, включая лоцманскую проводку и когда капитан находиться на мостике.

Владеть:

ПК-03.12 Умеет определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка
 
 
 
 
 
Знать:

- Схему распределения обязанностей между членами ходовой навигационной вахты, ответственность каждого из них

Уметь:

Владеть:

ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
ПК-03.13 Знает принципы управления личным составом на мостике
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Как влияет посадка судна и запас воды под килем на элементы циркуляции и инерционные характеристики судна.

Уметь:

Владеть:

ПК-09.1 Знает влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- Прогнозировать направление движения судна при известных параметрах ветра и течения.

Владеть:

ПК-09.2 Умеет учитывать влияние ветра и течения на управление судном
 
 
 
 
 
Знать:

- Последовательность действий при падении человека за борт, различные виды маневров и их исполнение: поворот Вильямсона,  Шарнова, Андерсона

Уметь:

Владеть:

ПК-09.3 Знает порядок выполнения маневра и процедур при спасании человека за бортом
 
 
 
 
 
Знать:

- Зависимость скоростного проседания судна от таких факторов как: скорость судна, соотношение глубины к осадке судна, коэффициента полноты корпуса судна, соотношения погруженной части мидель шпангоута к сечению канала.

- Влияние мелководья на выдвиг, угол дрейфа, снижение  скорости на циркуляции, величины выбега.

Уметь:

Владеть:

ПК-09 Способен безопасно выполнять обычные маневры курсом и скоростью судна, обеспечивая безопасность плавания судна
ПК-09.4 Знает влияние эффекта проседания, влияния мелководья
 
 
 
 
 
Знать:

- основные силы и моменты, действующие на судно при швартовке и постановке на якорь.

- Основные способы подхода к причалу и швартовки как с буксиром так и без.

- Стандартные схемы и принципы постановки судна на  1 якорь и на 2 якоря, ситуации, при которых они применяются.

Уметь:

Владеть:

ПК-09 Способен безопасно выполнять обычные маневры курсом и скоростью судна, обеспечивая безопасность плавания судна
ПК-09.5 Знает применимые процедуры постановки на якорь и швартовки
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 6 курсе в 11 семестре.
Дисциплина «Маневрирование крупнотоннажных судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
- Организация службы на морских судах
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Автоматизация судовождения
 
- Научно-исследовательская работа (НИР)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
11
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
10
10
Лабораторные занятия
30
30
Самостоятельная работа
32
32
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
11 семестр
 
Раздел 1. 
 
Тема 1. Особенности маневренности КТС. Стандарты маневренных характеристик КТС. Основные руководящие документы
Лекционные занятия:

1. Введение в курс.

2. Краткая история возникновения и развития флота КТС.

3. Современное состояние и перспективы развития.

4. Особенности маневренности крупнотоннажных судов.

5. Основные международные и национальные документы, регламентирующие маневренные качества КТС.

6. Практические способы определения маневренных характеристик КТС.

7. Изучение маневренных характеристик КТС на основе моделирования.

8. Закон «подобия».

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 1. Особенности маневренности КТС. Стандарты маневренных характеристик КТС. Основные руководящие документы
Лабораторные занятия:

Основные размерения крупнотоннажных судов.

Моделирование крупнотоннажных судов на основе «законов подобия».

Проектирование размерений крупнотоннажных судов-новостроев с помощью размерений существующих КТС»

Цель: ознакомление с основными размерениями КТС, умение использовать «законы подобия» при прогнозировании маневренных характеристик КТС.

Содержание:

1. Расчет основных размерений и маневренных характеристик КТС по «законам подобия».

2. Проектирование размерений новых КТС используя размерения существующих КТС методами «линейных размерений», «кубического корня», «геометрического подобия

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 2. Понятие «Pivot point».

Прогнозирование маневренности КТС на основе анализа взаимодействия сил

Лекционные занятия:

1. Особенности управляемости КТС.

2. Понятие «Pivot point» (центр вращения судна), зависимость ее расположения от различных факторов.

3. Упор ГВ и рулевая сила КТС.

4. Прогнозирование движения КТС на основе анализа совместного взаимодействия упора ГВ, рулевой силы и ЦВ судна.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лекционные занятия:

1. Маневры «циркуляция» и «активное торможение» КТС.

2. Понятие «инерции« и «приемистости».

3. Инерционно-тормозные характеристики КТС.

4. Способы сокращения тормозного пути судна при экстренном торможении.

5. Торможение КТС с помощью якоря.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 3. Движение по циркуляции КТС. Инерционно-тормозные характеристики КТС
Лабораторные занятия:

Оценка тормозного расстояния, пройденного крупнотоннажным судном, по критериям ИМО

Цель: ознакомление с нормативными документами по расчету тормозного пути КТС.

Содержание: расчет тормозного пути КТС

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 4. Влияние внешних факторов на маневренность КТС.

Особенности плавания КТС в узкости и на мелководье

Лекционные занятия:

1. Учет ветроволновых нагрузок, течения на маневренность КТС.

2. Условия потери управляемости КТС при воздействии ветра.

3. Плавание КТС на мелководье и в узкости. Техника поворота КТС в узкости. 4. Гидродинамическое взаимодействие судов на мелководье.

5. Расчет ширины полосы проводки движения КТС.

6. Проседание КТС при движении на мелководье.

7. Изменение маневренных характеристик КТС на мелководье.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 4. Влияние внешних факторов на маневренность КТС.

Особенности плавания КТС в узкости и на мелководье

Лабораторные занятия:

Маневрирование крупнотоннажных судов на мелководье

Цель: ознакомление с необходимыми запасами для безопасного движения судна на мелководье и проседание судна по формулам Барраса.

Содержание: расчет запасов, необходимых для безопасного движения судна на мелководье и проседание оконечностей КТС по формулам Барраса.

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лекционные занятия:

1. Различные способы постановки КТС на якорь.

2. Использование якорей при швартовке к точечным причальным сооружениям.

3. Использование якорей для разворота судна в узкости.

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 5. Якорные операции КТС
Лабораторные занятия:

Якорные операции крупнотоннажных судов

Цель: ознакомление с различными способами расчета необходимой для безопасной стоянки КТС длины якорь-цепи, методиками расчета рывка якорь-цепи при отработке ГД на ЗХ при различных скоростях КТС, торможение судна и разворота КТС с помощью отданного якоря.

Содержание: расчет необходимой длины якорь-цепи различными способами, расчет различных элементов маневрировании КТС при якорных операциях: силы рывка якорь-цепи при постановке КТС на якорь, торможения с помощью отданного якоря и разворота КТС с помощью якоря в узкости. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лекционные занятия:

1. Подготовка КТС к плаванию в портовых водах.

2. Подход судна к ТВЛ.

3. Процедура приема лоцмана на борт.

4. Обмен информацией между капитаном и лоцманом.

Маневрирование судна на малых скоростях. 

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 6. Плавание КТС в портовых стесненных водах
Лабораторные занятия:

Маневрирование крупнотоннажных судов на стесненной акватории порта

Цель: ознакомление с элементами акватории порта и методикой расчета ширины полосы безопасного движения КТС.

Содержание: расчет элементов операционной акватории и ширины полосы безопасной проводки КТС на стесненной акватории при штормовых условиях.

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лекционные занятия:

1. Этапы швартовной операции КТС.

2. Управление КТС при подходе к станционарному причалу типа «Jetty».

3. Использование различных типов буксиров при швартовной операции.

4. Расчет потребной тяги буксирного обеспечения различными способами.

5. Силовое взаимодействие при контакте судна с причалом.

6. Понятие «навала», маневрирование КТС для уменьшения силы навала судна на причальное сооружение.

7. Раскантовка КТС в стесненных водах.

8. Стоянка КТС на швартовах, понятие «схемы швартовки». 

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лабораторные занятия:

Расчет времени и пути переходных режимов движения судна

Цель: ознакомление с методикой расчета времени и пути переходных режимов судна при подтормаживании и разгоне КТС.

Содержание: расчет времени и пути переходных режимов судна при подтормаживании и разгоне КТС. 

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лабораторные занятия:

Расчет буксирного обеспечения швартовных операций крупнотоннажных судов при предельных гидрометеофакторах

Цель: ознакомление с различными методами расчета потребной тяги буксирного обеспечения, необходимого для безопасной швартовки КТС. Анализ расстановки буксиров.

Содержание: расчет потребной тяги буксирного обеспечения, необходимого для безопасной швартовки КТС. 

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 7. Швартовные операции КТС
Лабораторные занятия:

Расчет надежности стоянки судна на швартовах в штормовых погодных условиях по критериям, установленным OCIMF

Цель: ознакомление с методикой OCIMF по расчету надежности стоянки КТС на швартовах в штормовых условиях.

Содержание: расчет надежности стоянки КТС  на швартовах в штормовых условиях по критериям, установленным OCIMF. 

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Лекционные занятия:

Швартовные операции КТС к выносным причальным сооружениям (монобуям) и при ship-to-ship операциях «Маневрирование КТС при чрезвычайных обстоятельствах» 

1
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 8. Швартовные операции КТС к ВПУ (монобуям) и при лихтеровочных операциях (STS)
Лабораторные занятия:

Маневрирование крупнотоннажного судна при чрезвычайных обстоятельствах

Цель: ознакомление с маневрами КТС при различных чрезвычайных ситуациях.

Содержание: расчет маневров КТС при выходе из строя ГД и маневре «Человек за бортом».

4
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Тема 8. Швартовные операции КТС к ВПУ (монобуям) и при лихтеровочных операциях (STS)
Лабораторные занятия:

Определение скорости ветрового дрейфа судна в грузу и балласте без хода (на «стопе»)

Цель: прогнозирование дрейфа КТС при неработающем ГД («на стопе»).

Содержание: расчет скорости дрейфа КТС при неработающем ГД в грузу и балласте. 

2
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
Самостоятельная работа:
32
ПК-02.1,ПК-02.2,ПК-02.3,ПК-02.4,ПК-02.5,ПК-02.6,ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-09.3,ПК-09.4,ПК-09.5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Маневрирование крупнотоннажных судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.