ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Маневрирование крупнотоннажных судов»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Маневрирование крупнотоннажных судов»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
Уметь:
Владеть:
- процедуры несения ходовой навигационной вахты в соответствии с международными и национальными документами.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.
Владеть:
Уметь:
- использовать радар для определения места судна, определять звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, применять Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72.
Владеть:
Уметь:
- руководить членами команды мостика в соответствии с нормативными документами и процедурами несения ходовой навигационной вахты
Владеть:
- Принципы и способы использования информации, получаемой о судовых приборов: гирокомпас, лаг, СНС, магнитный компас, анемометр
Уметь:
Владеть:
- Содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- устанавливать различные уровни вахты в зависимости от условий плавания и руководить членами команды мостика
Владеть:
Уметь:
- Использовать рекомендованные пути движения судов, систему судовых сообщений, входить и покидать систему разделения движения судов, пересекать ее под правильным углом.
Владеть:
Уметь:
- выполнять плавание по заданной траектории, используя информацию от навигационных приборов, применять лоцманские и штурманские способы контроля своего места суда, правильно толковать информацию от навигационных приборов
Владеть:
- звуковые сигналы при ограниченной видимости в соответствии с МППСС-72, Правило 19. Плавание судов в условиях ограниченной видимости МППСС-72, технику радиолокационной проводки судна в ограниченную видимость.
Уметь:
Владеть:
- использование системы передачи сообщений согласно Admiralty Lists of Radio Signals Vol.6, Ship’s Routeing, guide to Port Entry.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- Выполнять процедуры по смене вахты, несению вахты, учитывая требования РШС-89, Bridge Procedures Guide.
Владеть:
Уметь:
- Вести наблюдение в соответствии с Правилом 5 МППСС 72, РШС-89.
- Вести непрерывное визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью РЛС, опознавать все ориентиры и производить непрерывную привязку к ним.
Владеть:
- Огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- Вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой с необходимой частотой и полнотой
Владеть:
Уметь:
- Вести судовой журнал и фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
Владеть:
Уметь:
- Четко определить меру ответственности в различных условиях плавания, включая лоцманскую проводку и когда капитан находиться на мостике.
Владеть:
- Схему распределения обязанностей между членами ходовой навигационной вахты, ответственность каждого из них
Уметь:
Владеть:
- Как влияет посадка судна и запас воды под килем на элементы циркуляции и инерционные характеристики судна.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- Прогнозировать направление движения судна при известных параметрах ветра и течения.
Владеть:
- Последовательность действий при падении человека за борт, различные виды маневров и их исполнение: поворот Вильямсона, Шарнова, Андерсона
Уметь:
Владеть:
- Зависимость скоростного проседания судна от таких факторов как: скорость судна, соотношение глубины к осадке судна, коэффициента полноты корпуса судна, соотношения погруженной части мидель шпангоута к сечению канала.
- Влияние мелководья на выдвиг, угол дрейфа, снижение скорости на циркуляции, величины выбега.
Уметь:
Владеть:
- основные силы и моменты, действующие на судно при швартовке и постановке на якорь.
- Основные способы подхода к причалу и швартовки как с буксиром так и без.
- Стандартные схемы и принципы постановки судна на 1 якорь и на 2 якоря, ситуации, при которых они применяются.
Уметь:
Владеть:
часов
1. Введение в курс.
2. Краткая история возникновения и развития флота КТС.
3. Современное состояние и перспективы развития.
4. Особенности маневренности крупнотоннажных судов.
5. Основные международные и национальные документы, регламентирующие маневренные качества КТС.
6. Практические способы определения маневренных характеристик КТС.
7. Изучение маневренных характеристик КТС на основе моделирования.
8. Закон «подобия».
Основные размерения крупнотоннажных судов.
Моделирование крупнотоннажных судов на основе «законов подобия».
Проектирование размерений крупнотоннажных судов-новостроев с помощью размерений существующих КТС»
Цель: ознакомление с основными размерениями КТС, умение использовать «законы подобия» при прогнозировании маневренных характеристик КТС.
Содержание:
1. Расчет основных размерений и маневренных характеристик КТС по «законам подобия».
2. Проектирование размерений новых КТС используя размерения существующих КТС методами «линейных размерений», «кубического корня», «геометрического подобия
Прогнозирование маневренности КТС на основе анализа взаимодействия сил
1. Особенности управляемости КТС.
2. Понятие «Pivot point» (центр вращения судна), зависимость ее расположения от различных факторов.
3. Упор ГВ и рулевая сила КТС.
4. Прогнозирование движения КТС на основе анализа совместного взаимодействия упора ГВ, рулевой силы и ЦВ судна.
1. Маневры «циркуляция» и «активное торможение» КТС.
2. Понятие «инерции« и «приемистости».
3. Инерционно-тормозные характеристики КТС.
4. Способы сокращения тормозного пути судна при экстренном торможении.
5. Торможение КТС с помощью якоря.
Оценка тормозного расстояния, пройденного крупнотоннажным судном, по критериям ИМО
Цель: ознакомление с нормативными документами по расчету тормозного пути КТС.
Содержание: расчет тормозного пути КТС
Особенности плавания КТС в узкости и на мелководье
1. Учет ветроволновых нагрузок, течения на маневренность КТС.
2. Условия потери управляемости КТС при воздействии ветра.
3. Плавание КТС на мелководье и в узкости. Техника поворота КТС в узкости. 4. Гидродинамическое взаимодействие судов на мелководье.
5. Расчет ширины полосы проводки движения КТС.
6. Проседание КТС при движении на мелководье.
7. Изменение маневренных характеристик КТС на мелководье.
Особенности плавания КТС в узкости и на мелководье
Маневрирование крупнотоннажных судов на мелководье
Цель: ознакомление с необходимыми запасами для безопасного движения судна на мелководье и проседание судна по формулам Барраса.
Содержание: расчет запасов, необходимых для безопасного движения судна на мелководье и проседание оконечностей КТС по формулам Барраса.
1. Различные способы постановки КТС на якорь.
2. Использование якорей при швартовке к точечным причальным сооружениям.
3. Использование якорей для разворота судна в узкости.
Якорные операции крупнотоннажных судов
Цель: ознакомление с различными способами расчета необходимой для безопасной стоянки КТС длины якорь-цепи, методиками расчета рывка якорь-цепи при отработке ГД на ЗХ при различных скоростях КТС, торможение судна и разворота КТС с помощью отданного якоря.
Содержание: расчет необходимой длины якорь-цепи различными способами, расчет различных элементов маневрировании КТС при якорных операциях: силы рывка якорь-цепи при постановке КТС на якорь, торможения с помощью отданного якоря и разворота КТС с помощью якоря в узкости.
1. Подготовка КТС к плаванию в портовых водах.
2. Подход судна к ТВЛ.
3. Процедура приема лоцмана на борт.
4. Обмен информацией между капитаном и лоцманом.
Маневрирование судна на малых скоростях.
Маневрирование крупнотоннажных судов на стесненной акватории порта
Цель: ознакомление с элементами акватории порта и методикой расчета ширины полосы безопасного движения КТС.
Содержание: расчет элементов операционной акватории и ширины полосы безопасной проводки КТС на стесненной акватории при штормовых условиях.
1. Этапы швартовной операции КТС.
2. Управление КТС при подходе к станционарному причалу типа «Jetty».
3. Использование различных типов буксиров при швартовной операции.
4. Расчет потребной тяги буксирного обеспечения различными способами.
5. Силовое взаимодействие при контакте судна с причалом.
6. Понятие «навала», маневрирование КТС для уменьшения силы навала судна на причальное сооружение.
7. Раскантовка КТС в стесненных водах.
8. Стоянка КТС на швартовах, понятие «схемы швартовки».
Расчет времени и пути переходных режимов движения судна
Цель: ознакомление с методикой расчета времени и пути переходных режимов судна при подтормаживании и разгоне КТС.
Содержание: расчет времени и пути переходных режимов судна при подтормаживании и разгоне КТС.
Расчет буксирного обеспечения швартовных операций крупнотоннажных судов при предельных гидрометеофакторах
Цель: ознакомление с различными методами расчета потребной тяги буксирного обеспечения, необходимого для безопасной швартовки КТС. Анализ расстановки буксиров.
Содержание: расчет потребной тяги буксирного обеспечения, необходимого для безопасной швартовки КТС.
Расчет надежности стоянки судна на швартовах в штормовых погодных условиях по критериям, установленным OCIMF
Цель: ознакомление с методикой OCIMF по расчету надежности стоянки КТС на швартовах в штормовых условиях.
Содержание: расчет надежности стоянки КТС на швартовах в штормовых условиях по критериям, установленным OCIMF.
Швартовные операции КТС к выносным причальным сооружениям (монобуям) и при ship-to-ship операциях «Маневрирование КТС при чрезвычайных обстоятельствах»
Маневрирование крупнотоннажного судна при чрезвычайных обстоятельствах
Цель: ознакомление с маневрами КТС при различных чрезвычайных ситуациях.
Содержание: расчет маневров КТС при выходе из строя ГД и маневре «Человек за бортом».
Определение скорости ветрового дрейфа судна в грузу и балласте без хода (на «стопе»)
Цель: прогнозирование дрейфа КТС при неработающем ГД («на стопе»).
Содержание: расчет скорости дрейфа КТС при неработающем ГД в грузу и балласте.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.