ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Гидрометеорологическое обеспечение судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрометеорологическое обеспечение судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных;
- способы ведения гидрометеорологических наблюдений на судах, характеристики различных систем погоды;
- основы гидрометеорологического обеспечения судовождения;
- влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи метеосообщений и системы записи информации;
Уметь:
- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты;
- производить судовые гидрометеонаблюдения и составлять соответствующие отчеты;
Владеть:
- использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, применять имеющуюся метеорологическую информацию;
- пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами приливов и течений;
- анализировать и грамотно интерпретировать фактические и прогностические карты погоды
- основы гидрометеорологического обеспечения судовождения;
- влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи метеосообщений и системы записи информации;
- воздушные массы и барические образования;
- циркуляцию воздушных масс;
Уметь:
- производить судовые гидрометеонаблюдения и составлять соответствующие отчеты;
- использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, применять имеющуюся метеорологическую информацию;
- пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами приливов и течений;
Владеть:
- навыками работы с измерительными приборами и инструментами;
- навыками использования гидрометеорологической информации, получаемой от судовых гидрометеорологических приборов и из внешних источников
- циркуляцию воздушных масс;
- физические и химические свойства морской и пресной воды;
- основные свойства волн, течений, ледовых явлений, колебаний уровня воды;
- устройство и правила эксплуатации приборов для измерения гидрометеорологических параметров
Уметь:
- пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами приливов и течений;
- анализировать и грамотно интерпретировать фактические и прогностические карты погоды
Владеть:
- навыками использования гидрометеорологической информации, получаемой от судовых гидрометеорологических приборов и из внешних источников
- основные понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;
- источники энергии и распределение тепла в атмосфере, понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду в районе плавания с учетом местных метеоусловий и метеорологической информации;
- океанические течения
Уметь:
- использовать в навигационной практике информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО);
- рассчитывать элементы приливов;
- использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям
Владеть:
- оценкой разностороннего влияния опасных и особо опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна;
- способами выбора оптимального пути и стратегии поведения судна в условиях штормовой погоды;
- навыками использования гидрометеорологической информации
- основные понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;
- источники энергии и распределение тепла в атмосфере, понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду в районе плавания с учетом местных метеоусловий и метеорологической информации;
- океанические течения
Уметь:
- использовать в навигационной практике информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО);
- рассчитывать элементы приливов;
- использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям
Владеть:
- оценкой разностороннего влияния опасных и особо опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна;
- способами выбора оптимального пути и стратегии поведения судна в условиях штормовой погоды;
- навыками использования гидрометеорологической информации
- основные понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;
- источники энергии и распределение тепла в атмосфере, понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду в районе плавания с учетом местных метеоусловий и метеорологической информации;
- океанические течения
Уметь:
- использовать в навигационной практике информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО);
- рассчитывать элементы приливов;
- использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям
Владеть:
- оценкой разностороннего влияния опасных и особо опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна;
- способами выбора оптимального пути и стратегии поведения судна в условиях штормовой погоды;
- навыками использования гидрометеорологической информации
- основные понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;
- источники энергии и распределение тепла в атмосфере, понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду в районе плавания с учетом местных метеоусловий и метеорологической информации;
- океанические течения
Уметь:
- использовать в навигационной практике информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО);
- рассчитывать элементы приливов;
- использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям
Владеть:
- оценкой разностороннего влияния опасных и особо опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна;
- способами выбора оптимального пути и стратегии поведения судна в условиях штормовой погоды;
- навыками использования гидрометеорологической информации
- основные понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;
- источники энергии и распределение тепла в атмосфере, понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду в районе плавания с учетом местных метеоусловий и метеорологической информации;
- океанические течения
Уметь:
- использовать в навигационной практике информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО);
- рассчитывать элементы приливов;
- использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям
Владеть:
- оценкой разностороннего влияния опасных и особо опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна;
- способами выбора оптимального пути и стратегии поведения судна в условиях штормовой погоды;
- навыками использования гидрометеорологической информации
часов
1. Атмосфера.
2. Состав и строение атмосферы.
3. Основные метеорологические элементы и явления.
4. Атмосферное давление.
5. Формирование и распределение ветров.
6. Гидросфера.
7. Биосфера
Измерение, обработка и запись наблюдений атмосферного давления.
Измерение, обработка и запись ветра. Измерение, обработка и запись параметров воздуха
Цель: приобрести навыки получения и обработки данных по состоянию атмосферного давления, ветра, параметров воздуха.
Учебные вопросы:
1. Применение средств измерений атмосферного давления на судах.
2. Обработка и запись данных.
3. Получение данных о ветре.
4. Запись данных о ветре.
5. Состав воздуха.
6. Запись метеоданных
1. Тепловой режим атмосферы и влагооборот в ней.
2. Вода в атмосфере.
3. Характеристики влажности воздуха. Конденсация водяного пара.
4. Облака и туманы.
5. Синоптическая метеорология.
6. Источники синоптической информации
Облака и туманы. Основы синоптической метеорологии
Предвычисление времени наступления тумана.
Кодирование судовых гидрометеорологических наблюдений
Цель: освоить методики предвычисления времени наступления тумана; освоить стандартные коды передачи данных судовых гидрометеорологических наблюдений.
Учебные вопросы:
1. Предвычисление и прогнозирование.
2. Методики предвычисления времени наступления тумана.
3. Кодирование информации
1. Состав и строение Мирового океана.
2. Химический состав, физические свойства вод Мирового океана.
3. Волновые процессы.
4. Теория волны.
5. Изучить процессы формирования, развития непериодических течений, колебаний уровня моря.
6. Непериодические течения.
7. Непериодические колебания уровня моря
Расчет элементов ветровых волн и потери скорости от ветроволнового влияния. Влияние слеминга и брочинга. Определение скорости звука и изменение осадки судна при резком изменении плотности воды
Цель: освоить методики расчета элементов ветровых волн, потери скорости от влияния ветровых волн, слеминг и брочинг;освоить методики определения скорости звука, измерения осадки судна в условиях резкого изменения плотности воды.
Учебные вопросы:
1. Методики расчета элементов ветровых волн, потери скорости от влияния ветровых волн.
2. Влияние слеминга и брочинга.
3. Определение скорости звука в воде.
4. Изменение осадки судна при резком изменении плотности воды
1. Влияние астрономических объектов (небесных тел), явлений на образование приливов.
2. Виды приливов.
Определение уровня моря по таблицам приливов. Расчет элементов прилива и приливо-отливных течений штурманским способом
Цель: освоить методики определения уровня моря с помощью таблиц приливов; освоить методики вычисления элементов прилива и приливно-отливных течений штурманским способом.
Учебные вопросы:
1. Определение уровня моря с помощью таблиц приливов.
2. Расчет элементов прилива и приливо-отливных течений штурманским способом
1. Средства измерений, используемые штурманским составом.
2. Особенности и способы получения, обработки и передачи гидрометеорологической информации. Виды гидрометеорологической информации, поступающей на суда.
3. Методики прогнозирования основных гидрометеорологических элементов.
4. Способы применения прогнозов основных гидрометеорологических элементов в практике судовождения.
5. Морские гидрометеорологические пособия.
6. Гидрометеорологические атласы и таблицы
Шкала Бофорта, классификация и определение типов облаков. Использование Навигационных гидрометеорологических пособий и Справочников
Цель: освоить методики определения направления и силы ветра, классификацию облаков, методики определения типов облаков; приобрести навык использования навигационных гидрометеорологических пособий и справочников. Учебные вопросы:
1. Применение шкалы Бофорта.
2. Классификация облаков.
3. Типы облаков, способы их определения.
4. Использование навигационных гидрометеорологических пособий и справочников
1. На примерах проанализировать влияние различных гидрометеорологических условий на плавание судов.
2. Планирование плавания судов в зонах действия циклонов умеренных широт. 3. Расхождение судна с тропическим циклоном.
4. Выбор пути по единой методике на основании большого количества тщательно проанализированной гидрометеорологической информации.
5. Возможность проводки большого количества судов из одного центра.
6. Возможность корректировки пути судовым составом в зависимости от конкретных гидрометеорологических условий плавания или других причин изменения маршрута судна.
7. Обледенение судна
Навигационно-гидрометеорологическая проработка рейса. Выбор оптимального пути и курса судна с учетом гидрометеорологических условий. Плавание судна по оптимальному пути по рекомендациям прогностических организаций. Использования программного обеспечения. Плавание судов оптимальными путями в замерзающих морях.
Плавание судов оптимальными путями в замерзающих морях. Плавание в тумане, зонах обледенения и особо тяжелых погодных условиях
Цель: приобретение навыков гидрометеорологической проработки рейса; проработка вариантов выбора оптимального пути с учетом гидрометеорологических условий; приобретение навыков выбора оптимального морского пути с учетом прогноза погоды и состояния моря, а также основных закономерностей изменения скорости судов от ветра, волнения и течений; анализ методов плавания судов оптимальными путями в замерзающих морях. Использование факсимильных карт ледовой обстановки; выбор методов плавания судов оптимальными путями в замерзающих морях. Использование факсимильных карт ледовой обстановки. Выбор маневра судна для уклонения от встречи с тропическим циклоном и районом штормовых условий; маневрирование в зонах обледенения и особо тяжелых погодных условиях.
Учебные вопросы:
1. Гидрометеорологическая проработка рейса на этапе планирования перехода.
2. Используемые пособия.
3. Учет циркуляции, планирование и выполнение поворота судна, в т.ч. с учетом течения;
4. Планирование плавания судов в зонах действия циклонов умеренных широт.
5. Выбор оптимального морского пути с применением прогностической информации и специального программного обеспечения.
6. Анализ методов плавания судов оптимальными путями в замерзающих морях.
7. Использование факсимильных карт ледовой обстановки.
8. Выбор методов плавания судов оптимальными путями в замерзающих морях.
9. Использование факсимильных карт ледовой обстановки.
10. Расчет обледенения судна
11. Расчет маневра судна для уклонения от встречи с тропическим циклоном и районом штормовых условий
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.