2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Экономика_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»
26.05.06 – Б1.О.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Экономика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Щербина А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экономика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-9.1 Знает основы экономики, макро и микро экономику
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-9.2 Умеет применять экономические знания в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.3 Владеет экономическими методами для принятия и оценки решений в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Уметь:

- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Владеть:

- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную  деятельность

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и правовых ограничений
ОПК-1.1 Знает основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Уметь:

- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Владеть:

- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную  деятельность

ОПК-1.2 Умеет учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Уметь:

- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность

Владеть:

- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную  деятельность

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и правовых ограничений
ОПК-1.3 Владеет навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Экономика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Философия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и навыки работы в команде
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Зарождение и этапы развития экономической науки.

Предмет и метод экономической теории.

Экономическая мысль о предмете современной экономической науки.

Экономические категории и законы. Система экономических законов.

Экономические законы рыночной экономики. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: курсант должен усвоить, что в основе жизнедеятельности человеческого общества лежит производство.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения обмена и потребления. Она изучает законы производства и обмена. Разобраться с содержанием таких понятий, как экономические ресурсы, формы производства, функции экономической науки. Понимать методы изучения экономических процессов, уметь их объяснить. Иметь представления об основных экономических концепциях, их эволюции. Объяснить диалектику противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 1. Предмет и метод экономической теории. 
Самостоятельная работа:

Предмет и метод экономической теории. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Общественное производство и воспроизводство. Факторы производства.

Производительные силы и производственные отношения. Эффективность.

Экономический рост.

Экономические ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблемы выбора. Вмененные издержки. Кривая производственных возможностей. Теория собственности. Виды, формы собственности.

Собственность и экономические системы.

Содержание и ключевые факторы экономической системы. Типы экономических систем и их модификации. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: в процессе изучения темы курсанты должны уяснить: что представляет общественное производство и воспроизводство, основные элементы процесса труда.

Уметь раскрыть содержание таких понятий как производительные силы и экономические отношения, их взаимосвязь и взаимодействие.

Понимать логику взаимосвязи экономических ресурсов и потребностей, объяснить проблему выбора и смысл кривой производственных возможностей. Разобраться с теорией собственности.

Уметь показать ее роль в экономической системе.

Знать типы и основные черты экономических систем.

Показать их наличие в современном мире. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 2. Отношения собственности. Экономические системы. 
Самостоятельная работа:

Отношения собственности.

Экономические системы. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Товарное производство.

Условия его возникновения.

Виды товарного производства, этапы развития.

Товар и его свойства.

Противоречие товарного производства и товара. Закон стоимости. Индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Цена товара.

Понятие денег. Исторические этапы их развития. Функции денег. Бумажные деньги.

Закон денежного обращения.

Особенности всеобщего эквивалента в современных условиях. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 3. Основы рыночного хозяйства. Товарное производство. 
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить сущность товарного производства, условия его возникновения, а также то, что именно товарное производство лежит в основе рыночной экономики, капиталистической системы. Разобраться с такими категориями как товар, его свойства и противоречия; Деньги их функции и особенности современного этапа. Понять законы товарного хозяйства-стоимости, денежного обращения. Рассказать о моделях развития рыночного хозяйства, особенностях становления рыночных отношений в России.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 3. Основы рыночного хозяйства. Товарное производство. 
Самостоятельная работа:

Основы рыночного хозяйства.

Товарное производство. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Определение рынка, сущность, функции и место рынка в общественной системе. Структура рынка.

Рыночная инфраструктура.

Конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.

Социально-экономические последствия конкуренции.

Виды рыночной конкуренции.

Чистая конкуренция. Чистая монополия.

Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Антимонопольное регулирование экономики, его значение. Особенности конкуренции в российской экономике. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсант должен усвоить такие понятия как рынок, структура рынка, конкуренция, механизм рыночного саморегулирования, функции рынка и т.п. На основе полученных знаний уметь показать позитивные и негативные стороны рыночных отношений, роль конкуренции, ее виды и формы, особенности рыночных отношений в Российской экономике. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования. 
Самостоятельная работа:

Рынок и механизм его функционирования. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Раздел 2. 
 
Лекционные занятия:

Спрос, величина спроса.

Факторы и функции спроса.

Кривая спроса. Закон спроса.

Эластичность спроса и ее показатели.

Понятие рыночного предложения. Величина предложения. Функция предложения и его факторы.

Кривая предложения.

Экономический закон предложения. Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения.

Взаимодействие рыночного спроса и предложения.

Понятие рыночного равновесия. Равновесный объем и равновесная цена.

Состояние дефицита и избытка на товарном рынке.

Основы теории потребительского выбора. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 5. 0сновы теории спроса и предложения. 
Практические занятия:

Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить основы теории спроса и предложения. Они не только должны уметь дать понятие что такое спрос, предложение, рыночная цена, цена равновесия, закон спроса, закон предложения, но и уметь пояснить какое место занимает соотношение спроса и предложения в рыночном механизме. Уметь нарисовать кривые спроса и предложения, объяснить их смысл и назначение. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 5. 0сновы теории спроса и предложения. 
Самостоятельная работа:

Основы теории спроса и предложения. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Капитал фирмы и его структура. Физический и моральный износ основного капитала. Стратегия развития фирмы.

Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.

Виды издержек. Постоянные, переменные, общие.

Предельные издержки.

Доходы и прибыль фирмы.

Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Максимизация прибыли.

Нормы прибыли и факторы ее роста.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: курсанты должны усвоить структуру капитала фирмы физический и моральный износ основного капитала, процесс его амортизации, или воспроизводства. Уметь анализировать процесс производства и его результат. Разобраться с издержками производства, их структурой, важностью данного показателя для устойчивости фирмы. Понять содержание и роль прибыли, рентабельности, факторы их роста. Основываясь на полученных знаниях, курсанты должны уметь применить их к своей будущей профессии, в частности, повышения прибыльности и рентабельности на морском транспорте. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 6. Теория производства фирмы. Издержки производства и прибыль.
Самостоятельная работа:

Теория производства фирмы.

Издержки производства и прибыль. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Особенности и функции рынков ресурсов.

Особенности спроса на ресурсы. Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Виды рынков ресурсов. Рынок труда, его особенности. Рынок природных ресурсов. Рынок физического капитала.

Ценообразование на ресурсы и формирование доходов.

Заработная плата как цена ресурса. Дифференциация заработной платы. Формы заработной платы. Прибыль на капитал. Ставка процента на денежный капитал. Рента как цена ресурсов.

Дифференциальная рента 1 и диф.трента 2. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: курсанты должны усвоить рынки ресурсов, их структуру, функции, особенности спроса на ресурсы и их предложения.

Понимать связь между ресурсами и доходами их владельцев. На этой основе показать конкретные виды доходов на ресурсы: заработную плату, прибыль ставку, процента и ренту.

Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать происходящее в окружающей действительности процессы. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 7. Рынки факторов производства и распределение доходов. 
Самостоятельная работа:

Рынки факторов производства и распределение доходов. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Раздел 3. 
 
Лекционные занятия:

Введение в макроэкономику.

Макроэкономические показатели. Валовой общественный продукт и общественное благосостояние.

Макроэкономическое равновесие и динамика.

Цикличность экономического роста и развития рыночной экономики.

Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. Понятие безработицы. Инфляция, ее причины и последствия.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с макроэкономическими процессами, явлениями, показателями. Курсант должен усвоить такие понятия как макроэкономика, макроэкономическое равновесие и динамика, экономический цикл, безработица, инфляция, ВНП, ВВП, ГП. На основе полученных знаний уметь анализировать конкретные процессы, происходящие в российской экономике: особенности темпов развития, инфляции и т.п. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 8. Национальная экономика и ее функционирование. 
Самостоятельная работа:

Национальная экономика и ее функционирование. 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Структура и механизм функционирования финансового рынка. Понятие финансового рынка.

Равновесие денежного рынка.

Банковская система и кредит.

Центральный банк.

Коммерческие банки.

Активные и пассивные операции. Банковские услуги.

Финансовая система, ее структура. Финансовые институты.

Рынок ценных бумаг. Понятие и виды ценных бумаг.

Фондовая биржа. Фондовый рынок и его роль в рыночной экономике. Формирование фондового рынка в России, его особенности. 

1
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с кредитно-денежной системой страны.

Курсант должен усвоить такие понятия как финансовый рынок, банковские операции и услуги.

Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать процессы, происходящее на финансовом рынке страны и мира. 

1
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 9. Кредитно-денежная система. Финансовый рынок. 
Самостоятельная работа:

Кредитно-денежная система.

Финансовый рынок.

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Лекционные занятия:

Государство в рыночной экономике. Роль государства в смешанной экономике.

Государственный сектор в рыночной экономике.

Методы государственного регулирования экономики.

Первое регулирование.

Государственное предпринимательство.

Социальное регулирование.

Денежно-кредитная политика.

Налоги. Налоговая система.

Налоговая политика.

Олигопольные центры регулирования экономики.

1
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Практические занятия:

Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить причины вмешательства государства в рыночную экономику, почему механизм саморегулирования не обеспечивает развитие экономики, удовлетворение нужд общества. В этой связи курсанты должны понять функции государства, методы воздействия на экономику и социальную сферу общества.

Показать место и роль государственного сектора в рыночной экономике, бюджетной, налоговой и социальной политики государства. Иметь представление об этих явлениях в экономике России. 

1
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
Тема 10. Государственное регулирование рыночной экономики 
Самостоятельная работа:

Государственное регулирование рыночной экономики. 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экономика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.