ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Экономика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Уметь:
- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Владеть:
- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Уметь:
- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Владеть:
- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
- основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Уметь:
- учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
Владеть:
- навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и правовых ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
часов
Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Зарождение и этапы развития экономической науки.
Предмет и метод экономической теории.
Экономическая мысль о предмете современной экономической науки.
Экономические категории и законы. Система экономических законов.
Экономические законы рыночной экономики.
Цель: курсант должен усвоить, что в основе жизнедеятельности человеческого общества лежит производство.
Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения обмена и потребления. Она изучает законы производства и обмена. Разобраться с содержанием таких понятий, как экономические ресурсы, формы производства, функции экономической науки. Понимать методы изучения экономических процессов, уметь их объяснить. Иметь представления об основных экономических концепциях, их эволюции. Объяснить диалектику противоречия между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями.
Предмет и метод экономической теории.
Общественное производство и воспроизводство. Факторы производства.
Производительные силы и производственные отношения. Эффективность.
Экономический рост.
Экономические ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблемы выбора. Вмененные издержки. Кривая производственных возможностей. Теория собственности. Виды, формы собственности.
Собственность и экономические системы.
Содержание и ключевые факторы экономической системы. Типы экономических систем и их модификации.
Цель: в процессе изучения темы курсанты должны уяснить: что представляет общественное производство и воспроизводство, основные элементы процесса труда.
Уметь раскрыть содержание таких понятий как производительные силы и экономические отношения, их взаимосвязь и взаимодействие.
Понимать логику взаимосвязи экономических ресурсов и потребностей, объяснить проблему выбора и смысл кривой производственных возможностей. Разобраться с теорией собственности.
Уметь показать ее роль в экономической системе.
Знать типы и основные черты экономических систем.
Показать их наличие в современном мире.
Отношения собственности.
Экономические системы.
Товарное производство.
Условия его возникновения.
Виды товарного производства, этапы развития.
Товар и его свойства.
Противоречие товарного производства и товара. Закон стоимости. Индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Цена товара.
Понятие денег. Исторические этапы их развития. Функции денег. Бумажные деньги.
Закон денежного обращения.
Особенности всеобщего эквивалента в современных условиях.
Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить сущность товарного производства, условия его возникновения, а также то, что именно товарное производство лежит в основе рыночной экономики, капиталистической системы. Разобраться с такими категориями как товар, его свойства и противоречия; Деньги их функции и особенности современного этапа. Понять законы товарного хозяйства-стоимости, денежного обращения. Рассказать о моделях развития рыночного хозяйства, особенностях становления рыночных отношений в России.
Основы рыночного хозяйства.
Товарное производство.
Определение рынка, сущность, функции и место рынка в общественной системе. Структура рынка.
Рыночная инфраструктура.
Конкуренция и механизм рыночного саморегулирования.
Социально-экономические последствия конкуренции.
Виды рыночной конкуренции.
Чистая конкуренция. Чистая монополия.
Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Антимонопольное регулирование экономики, его значение. Особенности конкуренции в российской экономике.
Цель: изучая тему, курсант должен усвоить такие понятия как рынок, структура рынка, конкуренция, механизм рыночного саморегулирования, функции рынка и т.п. На основе полученных знаний уметь показать позитивные и негативные стороны рыночных отношений, роль конкуренции, ее виды и формы, особенности рыночных отношений в Российской экономике.
Рынок и механизм его функционирования.
Спрос, величина спроса.
Факторы и функции спроса.
Кривая спроса. Закон спроса.
Эластичность спроса и ее показатели.
Понятие рыночного предложения. Величина предложения. Функция предложения и его факторы.
Кривая предложения.
Экономический закон предложения. Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения.
Взаимодействие рыночного спроса и предложения.
Понятие рыночного равновесия. Равновесный объем и равновесная цена.
Состояние дефицита и избытка на товарном рынке.
Основы теории потребительского выбора.
Цель: изучая тему, курсанты должны усвоить основы теории спроса и предложения. Они не только должны уметь дать понятие что такое спрос, предложение, рыночная цена, цена равновесия, закон спроса, закон предложения, но и уметь пояснить какое место занимает соотношение спроса и предложения в рыночном механизме. Уметь нарисовать кривые спроса и предложения, объяснить их смысл и назначение.
Основы теории спроса и предложения.
Капитал фирмы и его структура. Физический и моральный износ основного капитала. Стратегия развития фирмы.
Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
Виды издержек. Постоянные, переменные, общие.
Предельные издержки.
Доходы и прибыль фирмы.
Бухгалтерская и экономическая прибыль.
Максимизация прибыли.
Нормы прибыли и факторы ее роста.
Цель: курсанты должны усвоить структуру капитала фирмы физический и моральный износ основного капитала, процесс его амортизации, или воспроизводства. Уметь анализировать процесс производства и его результат. Разобраться с издержками производства, их структурой, важностью данного показателя для устойчивости фирмы. Понять содержание и роль прибыли, рентабельности, факторы их роста. Основываясь на полученных знаниях, курсанты должны уметь применить их к своей будущей профессии, в частности, повышения прибыльности и рентабельности на морском транспорте.
Теория производства фирмы.
Издержки производства и прибыль.
Особенности и функции рынков ресурсов.
Особенности спроса на ресурсы. Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Виды рынков ресурсов. Рынок труда, его особенности. Рынок природных ресурсов. Рынок физического капитала.
Ценообразование на ресурсы и формирование доходов.
Заработная плата как цена ресурса. Дифференциация заработной платы. Формы заработной платы. Прибыль на капитал. Ставка процента на денежный капитал. Рента как цена ресурсов.
Дифференциальная рента 1 и диф.трента 2.
Цель: курсанты должны усвоить рынки ресурсов, их структуру, функции, особенности спроса на ресурсы и их предложения.
Понимать связь между ресурсами и доходами их владельцев. На этой основе показать конкретные виды доходов на ресурсы: заработную плату, прибыль ставку, процента и ренту.
Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать происходящее в окружающей действительности процессы.
Рынки факторов производства и распределение доходов.
Введение в макроэкономику.
Макроэкономические показатели. Валовой общественный продукт и общественное благосостояние.
Макроэкономическое равновесие и динамика.
Цикличность экономического роста и развития рыночной экономики.
Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. Понятие безработицы. Инфляция, ее причины и последствия.
Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с макроэкономическими процессами, явлениями, показателями. Курсант должен усвоить такие понятия как макроэкономика, макроэкономическое равновесие и динамика, экономический цикл, безработица, инфляция, ВНП, ВВП, ГП. На основе полученных знаний уметь анализировать конкретные процессы, происходящие в российской экономике: особенности темпов развития, инфляции и т.п.
Национальная экономика и ее функционирование.
Структура и механизм функционирования финансового рынка. Понятие финансового рынка.
Равновесие денежного рынка.
Банковская система и кредит.
Центральный банк.
Коммерческие банки.
Активные и пассивные операции. Банковские услуги.
Финансовая система, ее структура. Финансовые институты.
Рынок ценных бумаг. Понятие и виды ценных бумаг.
Фондовая биржа. Фондовый рынок и его роль в рыночной экономике. Формирование фондового рынка в России, его особенности.
Цель: изучение темы предполагает знакомство курсантов с кредитно-денежной системой страны.
Курсант должен усвоить такие понятия как финансовый рынок, банковские операции и услуги.
Опираясь на полученные знания, уметь интерпретировать процессы, происходящее на финансовом рынке страны и мира.
Кредитно-денежная система.
Финансовый рынок.
Государство в рыночной экономике. Роль государства в смешанной экономике.
Государственный сектор в рыночной экономике.
Методы государственного регулирования экономики.
Первое регулирование.
Государственное предпринимательство.
Социальное регулирование.
Денежно-кредитная политика.
Налоги. Налоговая система.
Налоговая политика.
Олигопольные центры регулирования экономики.
Цель: при изучении темы курсанты должны уяснить причины вмешательства государства в рыночную экономику, почему механизм саморегулирования не обеспечивает развитие экономики, удовлетворение нужд общества. В этой связи курсанты должны понять функции государства, методы воздействия на экономику и социальную сферу общества.
Показать место и роль государственного сектора в рыночной экономике, бюджетной, налоговой и социальной политики государства. Иметь представление об этих явлениях в экономике России.
Государственное регулирование рыночной экономики.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.