ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие, о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- пользоваться научной и справочной литературой, грамотно обобщить, проанализировать и изложить в адекватной к восприятию форме специальную информацию о химических процессах, происходящих при эксплуатации судовых энергетических установок, при коррозии различного оборудования и способах защиты его, химических свойствах перевозимых грузов и др.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методиками использования различных приборов и оборудования, методами физико-химических исследований, химического эксперимента;
- способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
- методы, приборы и технологию экспериментирования при решении химических задач с использованием пакетов программ для записи и хранения результатов наблюдений, информационные технологии, используемые в химии, математические методы обработки и представления результатов, порядок составления отчетов по исследовательской деятельности.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- выбирать оптимальные методы исследования и диагностики требуемых свойств, анализировать экспериментальные результаты, сопоставлять их с известными аналогами, обрабатывать результаты эксперимента, используя стандартное оборудование, приборы и материалы
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками проведения типовых экспериментов по исследованию материалов и процессов на стандартном оборудовании в лаборатории и на производстве.
часов
Предмет химии. Классификация веществ. Квантово-механическая модель атома – квантовые числа, принципы Паули, Хунда, Клечковского. Электронные формулы атомов. Взаимосвязь химических свойств элементов с их электронным строением.
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Энергия ионизации, сродство к электрону и электроотрицательность элементов; изменение их по периодам и группам.
Основные свойства классов неорганических соединений
Свойства и способы получения оксидов, кислот, оснований, солей.
Реакционная способность атомов.
Основные типы и характеристики химической связи. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей.
Строение и свойства простейших молекул. Основные типы межмолекулярного взаимодействия: водородные и ван-дер-ваальсовы связи.
Комплементарность теорий химической связи.
Электронные формулы атомов.
Типы химической связи.
Составление схем строения простейших молекул
Химическая кинетика. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций и факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действия масс. Константа скорости. Энергия активации. Химическое и фазовое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Принцип Ле-Шателье. Катализаторы, гомогенный и гетерогенный катализ.
Химическая кинетика и равновесие.
Скорость химических реакций.
Химическое равновесие. Катализ.
Теории кислот и оснований.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Степень окисления элементов и правила ее определения. Окислительно-восстановительные свойства веществ. Методы составления уравнений ОВР. Влияние среды на протекание ОВР.
Окислительно-восстановительные реакции
Составление уравнений ОВР методом полуреакций.
Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к практическим, лабораторным работам и контролю.
Классификация дисперсных систем. Общие свойства растворов, способы выражения концентрации растворов. Растворы неэлектролитов и электролитов.
Законы Рауля, осмос. Теория электролитической диссоциации.
Степень и константа электролитической диссоциации.
Условия протекания реакций в растворах электролитов, молекулярные и ионные уравнения.
Приготовление растворов заданной концентрации.
Ионные реакции в растворах электролитов. Водородный показатель. Гидролиз солей.
Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.
Водородный показатель. Гидролиз солей. Химический состав морской воды. Основы водоподготовки.
Понятие о коллоидных растворах.
Определение жесткости воды
Уникальные свойства воды.
Водоподготовка. Опреснение воды.
Образование двойного электрического слоя на границе металл-раствор. Электродные потенциалы металлов.
Гальванические элементы, электродвижущая сила и ее измерение. Стандартный водородный электрод, определение стандартных электродных потенциалов, ряд напряжений металлов. Уравнение Нернста. Концентрационные гальванические элементы.
Батарейки. Аккумуляторы.
Общие и электрохимические свойства металлов
Гальванические элементы.
Аккумуляторы.
Электролиз. Последовательность электродных процессов.
Электролиз с растворимыми и нерастворимыми анодами. Законы Фарадея для электролиза. Выход металла по току. Классификация коррозионных процессов.
Химическая и электрохимическая коррозия. Методы защиты от коррозии металлов и сплавов
Электролиз
Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии
Полимеры и олигомеры.
Классификация и методы получения. Структура, химические и физико-химические свойства полимерных материалов, применяемых в судостроении.
Полимерные материалы
Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к лабораторным работам и контролю.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.