2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Теоретическая механика_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретическая механика»
26.05.06 – Б1.О.11.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретическая механика»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.11.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретическая механика»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теоретическая механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ремизов М.Ю.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теоретическая механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

-  основы естественно-научных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью

Уметь:

- применять , полученные знания основ естественно-научных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

Владеть:

- основными методами естественно-научных общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- процесс применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

Уметь:

- практически использовать основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью.

Владеть:

- методикой применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- навыки применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

Уметь:

- применяет навыки основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

Владеть:

- навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия, законы и модели механики, общие законы статики, динамики и гидромеханики.

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализировать теоретические знания по механике и гидромеханике.

Владеть:

- методами статического, кинематического и динамического расчета задач по механике и гидромеханике.

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Теоретическая механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Сопротивление материалов
 
- Метрология, стандартизация и сертификация
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
144
72
72
В том числе: 
Лекционные занятия
72
36
36
Практические занятия
72
36
36
Самостоятельная работа
72
18
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
252
108
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Статика 
 
Лекционные занятия:

Введение. Предмет механики. Теоретическая механика ее место среди естественных и технических наук. Механика как теоретическая база ряда областей современной техники. Предмет статики.

Основные понятия статики: абсолютно твердое тело, эквивалентные системы сил, силы внешние и внутренние.

Аксиомы статики. Связи и реакции связей.

Основные виды связей: гладкая плоскость, гибкая нить, шарниры, невесомый стержень; реакции этих связей

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 1
Практические занятия:

Принцип освобождаемости от связей.

Основные типы связей: гладкая свободная опора, неподвижный и подвижный шарниры, защемление, опорные стержни

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Система сходящихся сил. Геометрический и аналитический способы сложения сил.

Сходящиеся силы. Равнодействующая сходящихся сил. Геометрические и аналитические условия равновесия системы сходящихся сил. Теорема о равновесии трех непараллельных сил.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2
Практические занятия:

Система сходящихся сил

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Теория пар сил. Момент силы относительно точки как вектор. Пара сил. Момент пары сил как вектор. Теоремы об эквивалентности пар.

Сложение пар, произвольно расположенных в пространстве. Приведение произвольной системы сил к Центру. Теорема о параллельном переносе силы. Основная теорема статики о приведении системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент системы сил.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3 
Практические занятия:

Теория пар сил

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4 
Лекционные занятия:

Плоская система сил. Алгебраическая величина момента силы. Вычисление главного вектора и главного момента плоской системы сил: частные случаи приведения сил к центру. Три формы условия равновесия плоской системы сил. Теорема Вариньона. Сосредоточенные и распределенные силы. Силы, равномерно распределенные по отрезку прямой, и их равнодействующей. Реакция жесткой заделки. Равновесие системы тел. Статически определимые и статически неопределимые системы. Равновесие при наличии сил трения. Коэффициент трения. Предельная сила трения. Угол и конус трения.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Равновесие плоской системы сил. Решение задач

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Пространственная система сил. Момент силы относительно оси и его вычисление.

Зависимость между моментами силы относительно осей и относительно центра, лежащего на оси. Вычисление главного момента Пространственной системы сил. Аналитические условия равновесия. Условия равновесия параллельных сил. Теорема Вариньона.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Пространственная система сил. Решение задач

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6
Лекционные занятия:

Центр параллельных сил и центр тяжести.

Формулы для определения координат центра параллельных сил. Центр тяжести твердого тела; формулы для определения его координат. Координаты центра тяжести одного тела. Способы определения положения центров тяжести тел. Центры тяжести дуги окружности, треугольника и кругового сектора

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Определение усилий в стержнях плоской фермы. Центр тяжести системы тел.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Работа и мощность. Работа постоянной силы.

Работа силы тяжести. Работа силы при вращательном движении. 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 7 
Практические занятия:

Работа силы. Решение задач

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 2. Кинематика
 
Лекционные занятия:

Введение в кинематику. Кинематика точки.

Предмет кинематики. Пространство и время в классической механике. Относительность механического движения. Система отчета.

Задачи кинематики. Векторный способ задания движения точки. Траектория точки.

Скорость точки как производная ее радиус-вектора по времени.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 8 
Практические занятия:

Кинематика точки 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Поступательное и вращательное движение Твердого тела. Поступательное движение твердого тела, теорема о траекториях, скоростях и ускорениях тела. Уравнение вращательного движения тела, угловая скорость и угловое ускорение. Скорость и ускорение точки вращающегося тела.

Представление скорости и ускорения точки тела в виде векторного произведения

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 9 
Практические занятия:

Вращение тела вокруг неподвижной оси

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Плоское движение твердого тела.

Определение плоского движения. Уравнения плоского движения. Разложение движения на поступательное вместе с полюсом и вращение вокруг полюса. Независимость угловой скорости и углового ускорения от выбора полюса. Скорость точки плоской фигуры. Теорема о проекциях скоростей двух точек тела. Мгновенный центр скоростей.

Ускорение точки тела

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 10 
Практические занятия:

Плоское движение твердого тела

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Сложное движение точки. Абсолютное и относительное движение точки, переносное движение. Относительные, переносные и абсолютные скорость и ускорение точки.

Теорема о сложении скоростей. Теорема Кориолиса о сложении ускорений. Модуль и направление ускорения Кориолиса

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 11
Практические занятия:

Сложное движение точки

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Сложное движение твердого тела.

Сложение поступательных движений.

Сложение вращений пересекающихся и параллельных осей. Пара вращений.

Кинематический винт.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 12 
Практические занятия:

Сложное вращение тела 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Самостоятельная работа:
18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
4 семестр
 
Раздел 3. Динамика 
 
Лекционные занятия:

Динамика точки. Предмет динамики.

Основные понятия: масса, материальная точка, сила. Законы механики Галилея-Ньютона. Инерционная система точки.

Дифференциальные уравнения движения точки. Решение первой и второй задачи.

Начальные условия.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 13 
Практические занятия:

Вторая основная задача динамики точки

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 14
Лекционные занятия:

Прямолинейные колебания точки.

Свободные колебания точки под действием восстанавливающей силы. Амплитуда, фаза, частота и период колебаний. Затухающие колебания при сопротивлении, пропорциональном скорости; период этих колебаний, декремент затухания.

Апериодические движения. Вынужденные колебания при действии гармонической возмущающей силы и сопротивлении, пропорциональном скорости; случай отсутствия сопротивления

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Относительное движение точки. Дифференциальные уравнения относительного движения точки. Переносная и кориолисова силы инерции. Принцип относительности классической механики. Случай относительного покоя.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 15 
Практические занятия:

Относительное движение и прямолинейные колебания точки. Решение задач

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 16 
Лекционные занятия:

Введение в динамику механической системы. Механическая система. Классификация сил, действующих на механическую систему: силы внешние и внутренние.

Свойства внутренних сил. Масса системы.

Центр масс; радиус-вектор и координаты центра масс.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 17
Лекционные занятия:

Момент инерции. Момент инерции тела относительно оси; радиус инерции. Теорема Гюйгенса.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Теорема о движении центра масс системы.

Дифференциальные уравнения движения системы. Теорема о движении центра масс.

Следствие

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 18 
Практические занятия:

Теорема о движении центра масс системы.

Решение задач

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 19
Лекционные занятия:

Теорема об изменении количества движения.

Количество движения точки. Элементарный импульс силы. Импульс силы за конечный промежуток времени и его проекции на координатные оси. Теорема об изменении количества точки в конечной и дифференциальной формах. Количество движения системы. Теорема об изменении количества движения системы в конечной и дифференциальной формах. Следствие.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Теорема об изменении момента количества Движения. Момент количества движения точки относительно центра и оси. Теорема об изменении количества движения точки.

Сохранение момента количества движения точки в случае центральной силы. Секторная скорость. Закон площадей. Главный момент количества движения системы относительно центра и оси. Теорема об изменении момента количества движения системы. Следствия.

Теорема об изменении кинетического момента в относительном движении по отношению к центру масс.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 20 
Практические занятия:

Теорема об изменении количества движения и момента количества движения системы.

Решение задач об определении давления жидкости на опору

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Теорема об изменении кинетической энергии. Кинетическая энергия материальной точки. Элементарная работа силы. Работа силы на конечном перемещении точки ее приложения. Мощность. Работа силы тяжести силы упругости и силы трения.

Теорема об изменении кинетической энергии точки в дифференциальной и конечной формах кинетической энергии системы.

Вычисление кинетической энергии твердого тела при его различных движениях. Теорема об изменении кинетической энергии системы в дифференциальной и конечной формах.

Работа сил, приложенных к вращающемуся телу

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 21 
Практические занятия:

Теорема об изменении кинетической энергии системы . Решение задач

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 22
Лекционные занятия:

Динамика твердого  тела.  Дифференциальные уравнения поступательного движения тела. Дифференциальное уравнение вращения тела вокруг неподвижной оси.

Физический маятник. Дифференциальное уравнение плоского движения твердого тела

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Принцип Даламбера. Силы инерции материальной точки. Принцип Даламбера для материальной точки. Приведение системы сил инерции к центру. Главный вектор и главный момент сил инерции. Определение динамических реакций подшипников при вращении тела. Случай, когда ось вращения является главной центральной осью вращения.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 23
Практические занятия:

Принцип Даламбера для системы.

Определение динамических опорных реакций

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 24 
Лекционные занятия:

Принцип возможных перемещений и общее Уравнение динамики. Связи, налагаемые на механическую систему. Возможные перемещения материальной точки и механической системы. Число степеней свободы. Идеальные связи. Принцип возможных перемещений. Общее уравнение динамики.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 24 
Практические занятия:

Принцип возможных перемещений. Решение задач о равновесии сложных конструкций

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Уравнения Лагранжа второго рода.

Обобщенные координаты системы, обобщенные скорости. Выражение элементарной работы в обобщенных координатах. Обобщенные силы и их выражение. Условие равновесия системы в обобщенных координатах. Дифференциальные уравнения движения системы в обобщенных координатах или уравнения Лагранжа второго рода. Уравнения Лагранжа в случае потенциальных сил. Понятие об устойчивости равновесия

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 25
Практические занятия:

Общее уравнение динамики. Уравнение Лагранжа второго рода. Решение задач 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Элементы теории удара. Явление удара.

Ударная сила и ударный импульс. Теорема об изменении количества движения системы при ударе. Прямой центральный удар тела о неподвижную поверхность; упругий и неупругий удары.

Коэффициент восстановления при ударе и его опытное определение. Прямой центральный удар двух тел. Теорема Карно.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 26
Практические занятия:

Элементы теории удара. Решение задач 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Самостоятельная работа:
90
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теоретическая механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.