2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Сопротивление материалов_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сопротивление материалов»
26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Сопротивление материалов»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Сопротивление материалов»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Сопротивление материалов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.В. Громаков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Сопротивление материалов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные задачи, понятия и законы сопротивления материалов

Уметь:

- применять основные формулы сопротивления материалов; предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежат законы сопротивления материалов

Владеть:

- методикой расчетов на прочность, жесткость и устойчивость

ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- методы построения эпюр, составления расчетных схем и моделей

Уметь:

- определять напряжения в элементах судовых механизмов

Владеть:

- методикой определения характеристик конструкционных материалов

ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- явления, возникающие в механизмах при эксплуатационно- технологической деятельности

Уметь:

- выбирать наиболее подходящие материалы конструкций и узлов машин и рационально их использовать

Владеть:

- методами проектных и проверочных расчетов элементов судовых механизмов;

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы борьбы с негативными процессами, возникающими в элементах судовых механизмов

Уметь:

- работать со справочной литературой, техническими стандартами, выполнять расчёты конструкций и узлов машин

Владеть:

- способами измерения параметров, определяющих безопасность элементов конструкции;

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Сопротивление материалов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Детали машин и основы конструирования
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
 
- Судовые турбомашины
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
63
63
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Понятие о напряженном состоянии тела. Растяжение – сжатие
 
Лекционные занятия:

Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 1. Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях
Практические занятия:

Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Растяжение и сжатие прямого бруса.

Формулы для напряжений и деформаций.

Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 
Практические занятия:

Растяжение и сжатие прямого бруса.

Формулы для напряжений и деформаций.

Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при растяжении-сжатии

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3. Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчет статически неопределимой стержневой системы при растяжении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 2. Геометрические характеристики плоских сечений. Кручение
 
Лекционные занятия:

Полярные моменты инерции, сопротивления сечений

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4. Полярные моменты инерции, сопротивления сечений
Практические занятия:

Полярные моменты инерции, сопротивления сечений

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении: расчеты на жесткость при кручении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 3. Изгиб. Сложное напряженное состояние
 
Лекционные занятия:

Изгиб. Сложное напряженное состояние

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 7. Изгиб. Сложное напряженное состояние
Практические занятия:

Изгиб. Сложное напряженное состояние

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Изгиб балок.

Эпюры внутренних силовых факторов

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Изгиб балок.

Эпюры внутренних силовых факторов

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 8. Изгиб балок. Эпюры внутренних силовых факторов
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: правила построения эпюр ВСФ при изгибе

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Изгиб балок.

Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Изгиб балок.

Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 9. Изгиб балок. Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: подбор сечения при плоском изгибе, исходя из условия прочности 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Сопротивление материалов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.