2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Теория механизмов и машин_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория механизмов и машин»
26.05.06 – Б1.О.11.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория механизмов и машин»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.11.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория механизмов и машин»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория механизмов и машин» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.В. Громаков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория механизмов и машин»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные задачи, понятия и законы теории механизмов и машин

Уметь:

- применять основные формулы теории механизмов и машин;

Владеть:

- методами структурного анализа механизмов

ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные виды механизмов и машин их классификацию

Уметь:

- выполнять кинематический и динамический анализ механизмов

Владеть:

- методами моделирования при исследовании механизмов

ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- функциональные возможности и области применения механизмов и машин

Уметь:

- анализировать условия работы механизмов и машин

Владеть:

- методами кинематических и динамических расчётов механизмов и машин

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности колебаний в судовых механизмах и методы виброзащиты

Уметь:

- проектировать структурные и кинематические схемы основных видов судовых механизмов и машин

Владеть:

- методами оптимизации при синтезе судовых механизмов с учетом их безопасности

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Теория механизмов и машин» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Детали машин и основы конструирования
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
 
- Судовые турбомашины
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Структура и кинематика механизмов 
 
Лекционные занятия:

1. Предмет и задачи дисциплины. Основные понятия ТММ.

2. Структура и классификация кинематических цепей и механизмов

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 1. Введение
Практические занятия:

1. Предмет и задачи дисциплины. Основные понятия ТММ.

2. Структура и классификация кинематических цепей и механизмов

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Структурный анализ механизмов.

2. Графический и аналитический методы кинематического анализа механизмов

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

1. Структурный анализ механизмов.

2. Графический и аналитический методы кинематического анализа механизмов 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Шарнирно-рычажные механизмы
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение курсовой работы по разделам: структурный анализ плоских механизмов; кинематический анализ рычажных механизмов методом планов. 

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 2. Динамика механизмов и машин 
 
Лекционные занятия:

1. Классификация сил, действующих в механизме. Учет действия сил инерции. Реакции кинематических пар. Трение в поступательных и вращательных парах.

2. Методы силового расчета.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

1. Классификация сил, действующих в механизме. Учет действия сил инерции. Реакции кинематических пар. Трение в поступательных и вращательных парах.

2. Методы силового расчета.

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3. Силовой расчет механизмов
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение курсовой работы по разделам: силовой расчет рычажных механизмов

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Колебания в рычажных и кулачковых механизмах.

2. Вибрация. Вибрационные транспортеры.

3. Динамическое гашение колебаний. 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4. Колебания в механизмах 
Практические занятия:

1. Колебания в рычажных и кулачковых механизмах.

2. Вибрация. Вибрационные транспортеры.

3. Динамическое гашение колебаний. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 3. Синтез механизмов
 
Лекционные занятия:

1. Этапы синтеза рычажных механизмов. Выбор метода.

2. Условия существования кривошипа в плоских четырехзвенных механизмах.

3. Синтез по положениям звеньев. 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5. Синтез плоских механизмов с низшими парами
Практические занятия:

1. Этапы синтеза рычажных механизмов. Выбор метода.

2. Условия существования кривошипа в плоских четырехзвенных механизмах.

3. Синтез по положениям звеньев. 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Порядок проектирования кулачкового механизма.

2. Определение основных размеров кулачковых механизмов с различными толкателями на основе динамических и геометрических условий.

3. Графический метод проектирования профиля плоских кулачков 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

1. Порядок проектирования кулачкового механизма.

2. Определение основных размеров кулачковых механизмов с различными толкателями на основе динамических и геометрических условий.

3. Графический метод проектирования профиля плоских кулачков 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6. Синтез кулачковых механизмов 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение курсовой работы по разделам: Кинематический анализ кулачковых механизмов методом графического дифференцирования 

18
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория механизмов и машин» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная системаIPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.