2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Детали машин и основы конструирования_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Детали машин и основы конструирования»
26.05.06 – Б1.О.11.04 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Детали машин и основы конструирования»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.11.04 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Детали машин и основы конструирования»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Детали машин и основы конструирования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.Е. Меньшенин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные критерии работоспособности деталей маши;

- основы теории надежности машин;

- материалы, применяемые в машиностроении;

- факторы, влияющие на прочность деталей машин;

- основные типы деталей машин, их характеристики и области применения.

Уметь:

- выбирать машиностроительные материалы для изготовления различных деталей машин;

- формулировать технологические требования к деталям машин и выбирать допускаемые напряжения в зависимости от конструкции и условий эксплуатации;

- выбирать смазочные материалы в зависимости от конструкции и условий эксплуатации.

Владеть:

- инструментарием для решения математических и физических задач в своей предметной области;

- высокой мотивацией к работе.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные критерии работоспособности деталей машин;

- основы теории надежности машин;

- материалы, применяемые в машиностроении;

- факторы, влияющие на прочность деталей машин;

- основные типы деталей машин, их характеристики и области применения.

Уметь:

- формулировать технологические требования к деталям машин и выбирать допускаемые напряжения в зависимости от конструкции и условий эксплуатации;

- выбирать смазочные материалы в зависимости от конструкции и условий эксплуатации.

Владеть:

- инструментарием для решения математических и физических задач в своей предметной области;

- высокой мотивацией к работе.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основы конструирования узлов и деталей машин;

- методы расчета деталей машин;

- методы повышения долговечности деталей машин;

- сущности и социальные значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Уметь:

- применять существующие методики расчета к реальным условиям эксплуатации машин общего назначения;

- применять вероятностные методики к расчетам деталей машин;

- намечать пути повышения надежности и долговечности деталей и узлов машин;

- применять ЭВМ в расчетах деталей машин;

- анализировать причины разрушения деталей машин;

- применять инженерное творчество на примере конструирования привода различного технологического направления при выполнении курсового проекта по деталям машин.

Владеть:

- математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;

- способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- сущности и социальные значимо- сти своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Уметь:

- применять ЭВМ в расчетах деталей машин;

- анализировать причины разрушения деталей машин;

- применять инженерное творчество на примере конструирования приводов различного технологического назначения при выполнении курсового проекта по деталям машин;

- оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы.

Владеть:

- математической и естественно-научной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;

- способностью к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной, культурной и нравственной деятельности.

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Детали машин и основы конструирования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория механизмов и машин
 
- Математика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы теории надежности и диагностики
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
45
45
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
КП
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основные положения теории деталей машин. Передачи вращательного движения 
 
Тема 1
Лекционные занятия:

Введение. Основы проектирования механизмов деталей машин. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Основные конструкционные материалы, их структура и свойства 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Допускаемые напряжения и коэффициенты запаса прочности. Основы взаимозаменяемости. Допуски и посадки. Шероховатость 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2 
Практические занятия:

Кинематический и силовой расчет передаточного механизма 

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3
Лекционные занятия:

Передачи вращательного движения. Зубчатые передачи 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Зубчатые редукторы, фрикционные передачи и вариаторы. Передача винт-гайка 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4
Практические занятия:

Передача винт гайка

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5
Лекционные занятия:

Ременные и цепные передачи

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 2. Валы, оси, подшипники и муфты. Соединение деталей машин
 
Лекционные занятия:

Валы, оси, подшипники и муфты

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6
Практические занятия:

Расчет сварных соединений

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Соединения деталей машин и аппаратов 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Расчет заклепочных соединения с натягом 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 7 
Практические занятия:

Расчет резьбовых соединений

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 3. Основные типы машин. Уплотнения и упругие элементы 
 
Лекционные занятия:

Основные типы грузоподъемных и транспортирующих машин 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 8 
Практические занятия:

Шпоночные и шлицевые соединения

6
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 9
Лекционные занятия:

Детали корпусов. Уплотнения и упругие элементы 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Самостоятельная работа:
45
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.