2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Гидромеханика_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидромеханика»
26.05.06 – Б1.О.12 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидромеханика»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.12 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидромеханика»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Гидромеханика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.В. Громаков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Гидромеханика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- теоретические основы гидравлических процессов в речных и морских объектах;

- естественнонаучную сущность гидравлических проблем речных и морских объектов;

- принципы определения решения гидравлических проблем речных и морских объектов

Уметь:

Владеть:

ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- выбрать оборудование отвечающее  граничным условиям безопасной работы гидросистемы;

- применять основные критерии для выбора гидромеханического оборудования

Владеть:

ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- практическими навыками выполнения простейших гидравлических исследований на речных и морских объектах;

- практическими навыками обработки простейших гидравлических исследований речных и морских объектах; практическими навыками анализа простейших гидравлических исследований на речных и морских объектах

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные законы равновесия и движения жидкостей, методы решения практических задач  в соответствии с этими законами,  для дальнейшего применения этих методов в проектной, производственной, конструкторской и исследовательской деятельности

Уметь:

Владеть:

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Гидромеханика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теоретическая механика
 
- Физика
 
- Математика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Теория механизмов и машин
 
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
 
- Судовые турбомашины
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

1. Физические  свойства жидкостей;

2. Идеальная и реальная жидкости;

3. Гидростатическое давление и его свойства;

4. Закон Паскаля;

5. Гидростатический парадокс.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 1. Основные свойства жидкой и газообразной сред
Практические занятия:

Приборы и погрешности измерений 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Виды гидростатического давления;

2. Пьезометрическая высота;

3. Вакуум;

4. Понятие напора. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Основное уравнение гидростатики
Практические занятия:

Закон Паскаля.

Гидростатический парадокс

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Сила давления на плоские поверхности;

2. Сила давления на криволинейные поверхности;

3. Центр давления;

4. Эпюры гидростатического давления.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3. Сила давления на плоские поверхности
Практические занятия:

Определение силы давления на различные виды поверхностей 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4. Равновесие тела в покоящейся жидкости 
Лекционные занятия:

1. Закон Архимеда;

2. Три характерные точки плавающего тела;

3. Остойчивость. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Основные понятия гидродинамики;

2. Виды движения жидкостей;

3. Гидравлические элементы потока;

4. Уравнение неразрывности движения потока;

5. Элементарные понятия о теории подобия;

6. Подобие гидродинамических процессов;

7. Два метода исследования жидкости;

8. Режимы движения жидкостей;

9. Критическая скорость;

10. Число Рейнольдса и критическое число Рейнольдса. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5. Основные понятия гидродинамики
Практические занятия:

Расчет задач по определению основных гидродинамических параметров. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. УБ для элементарной струйки идеальной жидкости;

2. УБ для элементарной струйки реальной;

3. УБ для целого потока реальной жидкости;

4. Условия и общая схема применения УБ;

5. Истолкование смысла членов УБ гидравлическое, энергетическое и геометрическое. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6. Уравнение Д.Бернулли 
Практические занятия:

Исследование уравнения Бернулли График уравнения Бернулли 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Опыты Рейнольдса;

2. Критическая скорость;

3. Число Рейнольдса;

4. Критическое число Рейнольдса.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 7. Режимы движения жидкостей
Практические занятия:

Расчет задач по определению режимов движения жидкости.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Потери напора на трение в круглых и некруглых трубах;

2. Коэффициент гидравлического трения;

3. Формула Дарси-Вейсбаха для определения потерь по длине;

4. Местные потери напора. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 8. Потери напора
Практические занятия:

Расчет задач по определению потерь напора при движении жидкости. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Из отверстий (типы сжатия струи);

2. Из насадков (типы насадков);

3. Гидравлические струи. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 9. Истечение жидкости из отверстий и насадков 
Практические занятия:

Определение параметров истечения жидкости 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 10. Трубопроводы
Лекционные занятия:

1. Классификация трубопроводов;

2. Кдассификация расходов трубопроводов;

3. Три задачи при расчете трубопроводов;

4. Особенности расчета газопровода. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

1. Понятие гидроудара;

2. Условия возникновения гидроудара;

3. Виды гидроудара;

4. Способы предотвращения гидроудара. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 11. Гидравлический удар. Кавитация
Практические занятия:

Определение типа гидравлического удара 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 12. Кавитация 
Лекционные занятия:

1. Понятие кавитации;

2. Условия возникновения кавитации;

3. Последствия кавитации;

4. Способы предотвращения кавитации. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Самостоятельная работа:
36
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Гидромеханика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.