ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Материаловедение и технология конструкционных материалов»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение и технология конструкционных материалов»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основные сведения о химическом составе, структуре и свойствах конструкционных материалов и их взаимосвязи
Уметь:
- анализировать структуру и свойства материалов;
- оценивать их состояние, выявлять причины появления дефектов
Владеть:
- методами анализа фазовых превращений в материалах и изменение их свойств при разных видах обработки
- влияние условий обработки и эксплуатации на структуру и свойства материалов, виды их разрушения, процессы, предшествующие хрупкому и пластичному разрушению
Уметь:
- определять условия зарождения и роста трещин, появления необратимых пластических деформаций, оценивать дефекты в металлах методами макроанализа, анализировать условия работы материалов конструкций и деталей машин и механизмов, оценивать их работоспособность;
Владеть:
- методами определения прочности, упругости, пластичности, ударной вязкости, твердости материалов, их теплостойкости и коррозионную стойкости;
- маркировки, стандарты и другую нормативную документацию по материалам и технологиям в области технологии судовых конструкционных материалов;
Уметь:
- пользоваться нормативной документацией, соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;
- ориентироваться в разнообразии стандартных марок различных материалов, оценивая их химический состав, свойства и целесообразность конкретного использования;
Владеть:
- правилами маркировки основных конструкционных материалов, применяемых на судах;
- современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств, методы направленного изменения свойств конструкционных материалов, их соединения, упрочнения, повышения коррозионной стойкости, восстановления.
Уметь:
- использовать испытательное оборудование судовой мастерской при эксплуатации и ремонте судовых технических средств, проводить выбор материалов для обеспечения ремонта, с учетом их свойств и параметров;
Владеть:
- основными методами и методиками оценки технического состояния корпусов судов при освидетельствованиях по результатам обследований и замеров.
часов
Качество материалов и его оценка
Механические свойства материалов
Технология материалов и технологические свойства
Технология материалов и технологические свойства
Физические, химические и эксплуатационные свойства материалов
химические и эксплуатационные свойства материалов
Основные исторические этапы развития материаловедения.
Материалы в судостроении.
Взаимосвязь материаловедения с основными разделами химии и физики.
Строение металлов
Строение металлов
Металлические сплавы
Металлические сплавы
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов
Стали
Стали
Чугуны
Чугуны
Отжиг
Отжиг
Закалка и отпуск стали
Закалка и отпуск стали
Поверхностное упрочнение стали
Поверхностное упрочнение стали
Конструкционные стали
Конструкционные стали
Стали со специальными свойствами
Стали со специальными свойствами
Инструментальные стали и сплавы
Инструментальные стали и сплавы
Алюминий и его сплавы
Медь и ее сплавы
Медь и ее сплавы
Сплавы других цветных металлов
Металлические материалы с эффектом «памяти формы».
Тугоплавкие металлические материалы
Материалы на основе полимеров. Характеристика полимеров.
Пластические массы
Резиновые материалы
Резиновые материалы
Древесные материалы
Древесные материалы
Неорганические материалы
Неметаллические неорганические материалы (бетон, цемент)
Керамическая технология и классификация керамики
Свойства и применение керамических материалов
Свойства и применение керамических материалов
Общая характеристика и классификация композиционных материалов
Дисперсно-упрочненные композиционные материалы
Волокнистые композиционные материалы
Слоистые композиты
Металлокерамические материалы
Нанотехнологии в материаловедении
Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.
Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.
Основные методы получения твердых тел.
Основные методы получения твердых тел.
Основы металлургического производства.
Основы металлургического производства.
Основы порошковой металлургии.
Основы порошковой металлургии.
Напыление материалов
Напыление материалов
Классификация способов получения заготовок.
Классификация способов получения заготовок.
Производство заготовок способом литья.
Производство заготовок способом литья.
Производство заготовок пластическим деформированием.
Сварочное производство.
Сварочное производство.
Физико-химические основы получения сварочного соединения
Физико-химические основы получения сварочного соединения
Пайка материалов
Пайка материалов
Получение неразъемных соединений склеиванием.
Получение неразъемных соединений склеиванием.
Клеи и лаки
Физико-технологические основы получения композиционных материалов
Физико-технологические основы получения композиционных материалов.
Изготовление изделий из металлических композиционных материалов.
Изготовление изделий из металлических композиционных материалов.
Особенности получения деталей из композиционных порошковых материалов.
Особенности получения деталей из композиционных порошковых материалов.
Изготовление полуфабрикатов и изделий из эвтектических композиционных материалов.
Изготовление полуфабрикатов и изделий из эвтектических композиционных материалов.
Изготовление деталей из полимерных композиционных материалов.
Изготовление деталей из полимерных композиционных материалов.
Изготовление резиновых деталей и полуфабрикатов.
Изготовление резиновых деталей и полуфабрикатов.
Методы формирования изделий из пластмасс.
Кинематические и геометрические параметры процесса резания.
Кинематические и геометрические параметры процесса резания.
Физико-химические основы процесса резания
Физико-химические основы процесса резания
Обработка поверхностей деталей лезвийным инструментом
Обработка поверхностей деталей лезвийным инструментом
Обработка поверхностей деталей абразивным инструментом. Условия непрерывности и самозатачиваемости.
Обработка поверхностей деталей абразивным инструментом. Условия непрерывности и самозатачиваемости.
Электрофизические и электрохимические методы обработки поверхностей заготовок.
Электрофизические и электрохимические методы обработки поверхностей заготовок.
Выбор способа обработки.
Выбор способа обработки.
Современные методы обработки стали (плазменные, лазерные, обработка электрической дугой).
Электрохимические методы борьбы с коррозией металлических материалов.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.