ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- классификацию судов, судовые устройства и системы;
- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- излагать, систематизировать и критически анализировать общепрофессиональную информацию;
- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;
Уметь:
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;
- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;
- воздействия, производимые грузом, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна;
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;
- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистр (РРР) в части, касающейся мореходности судна.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
Уметь:
Владеть:
- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.
часов
Введение.
Классификация судов. Архитектурно-конструктивные типы судов.
Общие сведения о классификационных обществах. Международные конвенции
Общее устройство судна. Экскурсия
Конструкция корпуса судна. Основы прочности корпуса судна. Классификация элементов корпуса судна. Судовая терминология. Судовые помещения.
Конструкция корпуса современных грузовых судов
Общее устройство судна. Схема внутреннего устройства судна. Конструкция корпуса металлических судов. Размещение и оборудование внутренних помещений на судах. Вычерчивание мидель - шпангоута судна
Судовые устройства. Назначение. Схемы. Элементы. Требование Регистра и ПТЭ. Рулевое устройство и дополнительные средства
управления. Якорное устройство. Швартовное устройство. Грузовое устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства
Судовые устройства. Рулевое устройство. Швартовное устройство. Якорное устройство. Схемы, расположения на судне. Требования Регистра. ПТЭ.
Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна
Судовые системы
Судовые системы
Изменение технического состояния корпуса и его контроль
Изменение технического состояния корпуса и его контроль
Подготовка к практическим занятиям. Систематизация знаний.
Геометрия корпуса судна. Теоретический чертёж. Коэффициенты полноты. Посадка судна
Теоретический чертёж судна. Расчёт площади шпангоута по теоретическому чертежу. Расчёт геометрических характеристик судна
Плавучесть судна. Условие плавучести и равновесия судна. Изменение весового водоизмещения и координат центра тяжести при приёме и
перемещении грузов. Изменение средней осадки судна
Расчет весового водоизмещения судна и координат центра тяжести судна
Запас плавучести судна. Грузовая марка
Определение объёмного водоизмещения судна используя судовую документацию
Судовые документы «Информация об остойчивости и прочности судна для капитана»
Определение элементов теоретического чертежа с использованием КЭЧ. Определение элементов плавучести судна
Остойчивость судна. Начальная поперечная остойчивость. Равнообъемные наклонения. Теорема Эйлера. Элементы остойчивости. Условия остойчивости
Расчёт элементов остойчивости судна
Изменение остойчивости при приеме (расходовании) груза. Изменение остойчивости при перемещении груза
Изменение остойчивости при наличии подвижных грузов. Влияние на остойчивость подвешенных грузов Влияние на остойчивость жидких грузов
Определение остойчивости опытным путём. Кренование судна. Продольная остойчивость
Остойчивость на больших углах крена. Плечо статической остойчивости. Пантокарены. Диаграмма статической остойчивости и ее свойства
Динамическая остойчивость судна. Диаграмма динамической остойчивости. Требования Регистра к остойчивости морских судов. Критерий погоды
Непотопляемость судна. Принципы обеспечения непотопляемости судна. Понятия о расчетах непотопляемости судна. Нормирование и контроль непотопляемости судна в рейсе
Расчёт остойчивости судна при проведении грузовых операций
Определение элементов продольной остойчивости
Остойчивость на больших углах крена
Диаграмма статической остойчивости
Диаграмма динамической остойчивости
Методы расчета непотопляемости судна
Управляемость судна. Общие понятия об управляемости судна. Судно как управляемая система. Устойчивость на курсе, поворотливость
Управляемость судна. Расчет элементов циркуляции судна
Качка судна. Виды и параметры качки. Качка на тихой воде.
Качка судна на волнении. Влияние качки на мореходные качества судна. Принципы успокоения качки
Определение периода бортовой и килевой качки. Определение резонансной зоны по диаграмме Ю. В. Ремеза
Ходкость судна. Основы механики жидкости. Сопротивление среды движению судна. Составляющие сопротивления. Мощность. Судовые движители. Гребной винт
Ходкость судна. Определение характеристик гребного винта
Требование классификационных обществ и рекомендации ИМО и МАКО к основным
положениям судна и остойчивости, к гребным винтам и спасательным средствам. Ходовые испытания.
Подготовка к практическим занятиям. Систематизация знаний.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.