2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Теоретические основы электротехники_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретические основы электротехники»
26.05.06 – Б1.О.19 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.19 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теоретические основы электротехники»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, технико-экономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- излагать, систематизировать базовую общепрофессиональную информацию;

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- навыками вывода из эксплуатации всех электрических установок до начала работы по их ремонту;

- навыками использования современных информационных технологий, управления информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности;

- использования сетевых компьютерных технологий, баз данных и пакетов прикладных программ в своей предметной области

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств;

- производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- судовые электроэнергетические системы, электроприводы, гребные электрические установки, судовые системы контроля, связи, управления и сигнализации;

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, техникоэкономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств; производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- методами расчета электротехнических и электронных устройств, электрических и магнитных цепей с использованием пакетов прикладных программ;

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Теоретические основы электротехники» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Электрооборудование судов
 
- Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока. Электрические и магнитные поля
 
Тема 1.1 
Лекционные занятия:

Введение. Электрические цепи постоянного тока. Начальные сведения

об электрическом токе.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрический ток.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.2
Практические занятия:

Знакомство с программой Electronics Workbench. Исследование элементов

электрической цепи

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрическая цепь

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.3
Практические занятия:

Расчет цепей постоянного тока 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.4
Лекционные занятия:

Расчет электрических цепей постоянного тока.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.5
Лекционные занятия:

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Переходные процессы в цепях с одним накопителем энергии

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрическое поле. 

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.6
Практические занятия:

Переходные процессы в цепях с двумя накопителями энергии

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.7 
Лекционные занятия:

Магнитное поле

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.8 
Лекционные занятия:

Магнитные цепи

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.9
Лекционные занятия:

Электромагнитная индукция

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока. Трехфазные и нелинейные электрические цепи переменного тока. Переходные процессы в электрических цепях
 
Тема 1.10
Лекционные занятия:

Начальные сведения о переменном токе. Электрические цепи переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Элементы и параметры электрических цепей переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.11
Практические занятия:

Исследование резонансных цепей 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.12
Лекционные занятия:

Расчет электрических цепей переменного тока с помощью векторных

диаграмм. Символический метод расчета электрических цепей переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.13
Лекционные занятия:

Электрические цепи с взаимной индуктивностью.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.14 
Лекционные занятия:

Резонанс в электрических цепях

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.15
Лекционные занятия:

Трехфазные цепи при соединении нагрузки звездой

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.16
Лекционные занятия:

Трехфазные цепи при соединении нагрузки треугольником

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.17
Лекционные занятия:

Вращающееся магнитное поле

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.18
Лекционные занятия:

Электрические цепи с несинусоидальными периодическими напряжениями и токами

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.19
Лекционные занятия:

Нелинейные электрические цепи переменного тока

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.20
Лекционные занятия:

Переходные процессы в электрических цепях

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.21
Лекционные занятия:

Электрические цепи с распределенными параметрами

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 3. Электрические измерения. Электроизмерительные приборы и их погрешности
 
Лекционные занятия:

Электрические измерения. Электроизмерительные приборы и их погрешности

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.22
Практические занятия:

Методика проведения измерений с помощью инструментария Electronics Workbench

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.23
Лекционные занятия:

Системы электроизмерительных приборов

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.24
Лекционные занятия:

Электрические измерения неэлектрических величин.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Самостоятельная работа:
36
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.