ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые котельные и паропроизводящие установки»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые котельные и паропроизводящие установки»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.
Уметь:
- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.
Владеть:
- навыками работы с измерительными приборами и инструментами.
- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.
Уметь:
- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.
Владеть:
- навыками работы с измерительными приборами и инструментами.
- конструкцию основных типов судовых котлов и их оборудования;
- принцип работы котельных установок.
Уметь:
- определять конструктивные особенности различных типов судовых котлов.
Владеть:
- навыками использования и обслуживания котельных установок.
- проектные и эксплуатационные характеристики судовых паровых установок;
- основные неисправности парового котла и связанного с ним вспомогательного оборудования.
Уметь:
- осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.
Владеть:
- навыками по выбору оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.
- тепловую схему пароэнергетической установки судна;
- методы повышения экономичности парового котла.
Уметь:
- анализировать тепловой баланс котла; производить тепловой расчет парового котла
Владеть:
- навыками по снижению и предотвращению тепловых потерь при работе парового котла.
часов
Состав, тепловая схема и принцип действия судовой ПЭУ. Роль котла в работе СЭУ. Состав судовой котельной установки и принцип её действия.
Теоретический цикл ПЭУ и методы повышения её экономичности.
Особенности судовых котельных установок различных типов; достоинства
и недостатки. Классификация и показатели работы судовых паровых котлов. Требования к судовым котлам.
Схемы котельных установок.
ПЗ 1. Изучение конструкции главных котлов
ПЗ 2. Изучение конструкции вспомогательных котлов
ПЗ 3. Изучение конструкции утилизационных котлов
Главные, вспомогательные и утилизационные котлы
Котлы систем с органическим теплоносителем
Арматура водяного и парового пространства котла. Контрольно-измерительные приборы. Основы автоматизации котельных установок. Системы котельных установок.
КИП. Системы котельных установок. Автоматизация КУ
ЛЗ 1. Изучение арматуры парового и водяного пространства котла
Условия работы металла в различных участках котла. Требования к материалам
судовых котлов. Требования к постройке котлов. Расчет на прочность основных элементов котлов. Выбор допускаемых напряжений и коэффициентов прочности.
Материалы, используемые при изготовлении котлов
ЛЗ 2. Расчет на прочность основных элементов котла
ЛЗ 3. Изучение конструкции котлоагрегата КОАВ 200
Виды, характеристики, состав жидкого топлива; основные массы топлива;
требования к топливу для морских судов; теплота сгорания топлива; номограмма для определения вязкости топлив.
Приём, хранение и расходование топлива на судне. Топливная система котла.
Расход воздуха на горение. Коэффициент избытка воздуха. Тепловой эффект реакции горения. Топочные устройства. Материальный баланс процесса горения. Диаграмма «энтальпия-температура».
Характерные неисправности в работе топок
ЛЗ 4. Определение показателей качества топлива
ПЗ 4. Изучение топочных устройств
ПЗ 5. Изучение конструкции форсунок
Тяга в котле и тягодутьевые устройства. Способы организации тяги
Газодинамические характеристики котла
ПЗ 6. Аэродинамический расчет котла
Тепловой баланс и КПД парового котла; потери теплоты. Эффективность работы утилизационной установки.
Методы повышения экономичности судовых котлов
Процессы переноса теплоты. Теплообмен в топке и конвективных поверхностях
нагрева. Коэффициент теплопередачи. Этапы теплового расчета котла.
ЛЗ 5. Изучение теплообмена в топке котла
ЛЗ 6. Изучение теплообмена в конвективных поверхностях нагрева
ЛЗ 7. Изучение теплообмена в хвостовых поверхностях нагрева
Поверочный расчет судового парового котла
Циркуляция воды в котле, кратность циркуляции, застой и опрокидывание
циркуляции. Гидродинамические сопротивления. Требования к воде. Показатели качества воды. Нормы качества воды. Методы внекотловой водообработки. Водные режимы котлов. Химические реагенты.
ПЗ 7. Изучение гидродинамических характеристик котла
ПЗ 8. Внекотловая обработка воды
ПЗ 9. Внутрикотловая обработка воды
Показатели качества воды. Химические препараты
ЛЗ 8. Изучениие и контроль водных режимов котлов
ЛЗ 9. Анализ качества котловой и питательной воды
Расчет водного режима котла
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.