2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Судовые котельные и паропроизводящие установки_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые котельные и паропроизводящие установки»
26.05.06 – Б1.О.22 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые котельные и паропроизводящие установки»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.22 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые котельные и паропроизводящие установки»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые котельные и паропроизводящие установки» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., М.В. Пешков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые котельные и паропроизводящие установки»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.

Уметь:

- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.

Владеть:

- навыками работы с измерительными приборами и инструментами.

ОПК-3.1 Знает способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных
 
 
 
 
 
Знать:

- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.

Уметь:

- обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты.

Владеть:

- навыками работы с измерительными приборами и инструментами.

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.2 Умеет обрабатывать экспериментальные данные, интерпретировать и профессионально представлять полученные результаты
 
 
 
 
 
 
Знать:

- конструкцию основных типов судовых котлов и их оборудования;

- принцип работы котельных установок.

Уметь:

- определять конструктивные особенности различных типов судовых котлов.

Владеть:

- навыками использования и обслуживания котельных установок.

ПК-04 Способен осуществлять эксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
ПК-04.3 Знает основные принципы конструкции и работы судового котла
 
 
 
 
 
 
Знать:

- проектные и эксплуатационные характеристики судовых паровых установок;

- основные неисправности парового котла и связанного с ним вспомогательного оборудования.

Уметь:

- осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.

Владеть:

- навыками по выбору оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.

ПК-07 Способен осуществлять управление работой механизмов двигательной установки
ПК-07.3 Знает проектные характеристики и рабочее устройство судового парового котла и связанного с ним вспомогательного оборудования
 
 
 
 
 
 
Знать:

- тепловую схему пароэнергетической установки судна;

- методы повышения экономичности парового котла.

Уметь:

- анализировать тепловой баланс котла; производить тепловой расчет парового котла

Владеть:

- навыками по снижению и предотвращению тепловых потерь при работе парового котла.

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.6 Знает тепловой цикл, теплоотдачу и тепловой баланс судового парового котла
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Судовые котельные и паропроизводящие установки» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория механизмов и машин
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Физика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые турбомашины
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
63
63
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
КП
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Судовые котельные установки
 
Лекционные занятия:

Состав, тепловая схема и принцип действия судовой ПЭУ. Роль котла в работе СЭУ. Состав судовой котельной установки и принцип её действия.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 1.1 Введение. Котельные установки на водном транспорте
Самостоятельная работа:

Теоретический цикл ПЭУ и методы повышения её экономичности.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лекционные занятия:

Особенности судовых котельных установок различных типов; достоинства

и недостатки. Классификация и показатели работы судовых паровых котлов. Требования к судовым котлам.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Схемы котельных установок. 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 1. Изучение конструкции главных котлов

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 2. Изучение конструкции вспомогательных котлов

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 1.2 Классификация, характеристики и осн. типы судовых котлов
Практические занятия:

ПЗ 3. Изучение конструкции утилизационных котлов

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Главные, вспомогательные и утилизационные котлы

6
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 1.2 Классификация, характеристики и осн. типы судовых котлов
Самостоятельная работа:

Котлы систем с органическим теплоносителем

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лекционные занятия:

Арматура водяного и парового пространства котла. Контрольно-измерительные приборы. Основы автоматизации котельных установок. Системы котельных установок.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

КИП. Системы котельных установок. Автоматизация КУ

6
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 1.3 Арматура, КИП и системы котельных установок
Лабораторные занятия:

ЛЗ 1. Изучение арматуры парового и водяного пространства котла

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лекционные занятия:

Условия работы металла в различных участках котла. Требования к материалам

судовых котлов. Требования к постройке котлов. Расчет на прочность основных элементов котлов. Выбор допускаемых напряжений и коэффициентов прочности.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Материалы, используемые при изготовлении котлов

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 2. Расчет на прочность основных элементов котла

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 1.4 Материалы для постройки и ремонта котлов
Лабораторные занятия:

ЛЗ 3. Изучение конструкции котлоагрегата КОАВ 200

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Раздел 2. Топливо и топочные устройства
 
Лекционные занятия:

Виды, характеристики, состав жидкого топлива; основные массы топлива;

требования к топливу для морских судов; теплота сгорания топлива; номограмма для определения вязкости топлив.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 2.1 Топливо для судовых котлов
Самостоятельная работа:

Приём, хранение и расходование топлива на судне. Топливная система котла.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лекционные занятия:

Расход воздуха на горение. Коэффициент избытка воздуха. Тепловой эффект реакции горения. Топочные устройства. Материальный баланс процесса горения. Диаграмма «энтальпия-температура».

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности в работе топок

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 4. Определение показателей качества топлива

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 4. Изучение топочных устройств 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 5. Изучение конструкции форсунок

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 2.2 Основы теории горения 
Самостоятельная работа:

Тяга в котле и тягодутьевые устройства. Способы организации тяги

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Газодинамические характеристики котла 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 2.2 Основы теории горения 
Практические занятия:

ПЗ 6. Аэродинамический расчет котла

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Раздел 3. Теплообмен в паровых котлах
 
Лекционные занятия:

Тепловой баланс и КПД парового котла; потери теплоты. Эффективность работы утилизационной установки.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 3.1 Тепловой баланс котла
Самостоятельная работа:

Методы повышения экономичности судовых котлов

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лекционные занятия:

Процессы переноса теплоты. Теплообмен в топке и конвективных поверхностях

нагрева. Коэффициент теплопередачи. Этапы теплового расчета котла.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 5. Изучение теплообмена в топке котла

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 6. Изучение теплообмена в конвективных поверхностях нагрева

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 7. Изучение теплообмена в хвостовых поверхностях нагрева

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 3.2 Процессы теплообмена в судовых котлах
Самостоятельная работа:

Поверочный расчет судового парового котла

23
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Раздел 4. Водные режимы котлов
 
Лекционные занятия:

Циркуляция воды в котле, кратность циркуляции, застой и опрокидывание

циркуляции. Гидродинамические сопротивления. Требования к воде. Показатели качества воды. Нормы качества воды. Методы внекотловой водообработки. Водные режимы котлов. Химические реагенты.

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 7. Изучение гидродинамических характеристик котла

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 8. Внекотловая обработка воды 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Практические занятия:

ПЗ 9. Внутрикотловая обработка воды 

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Самостоятельная работа:

Показатели качества воды. Химические препараты

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 8. Изучениие и контроль водных режимов котлов

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Лабораторные занятия:

ЛЗ 9. Анализ качества котловой и питательной воды

2
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
Тема 4.1 Циркуляция воды и пароводяной смеси
Самостоятельная работа:

Расчет водного режима котла 

4
ОПК-3.1,ОПК-3.2,ПК-04.3,ПК-07.3,ПК-08.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые котельные и паропроизводящие установки» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS 
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.