ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы автоматики и теории управления техническими системами»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основы теории систем автоматического управления, свойства объектов автоматизации применительно к судовым механизмам и агрегатам, устройства и характеристики элементов судовой автоматики.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- определять параметры систем автоматического регулирования и оценивать качество их работы.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыкамианализа систем автоматического регулирования,оценки их устойчивости и качества переходных процессов.
- базовую конфигурацию, принципы работы автоматических контрольных систем.
Уметь:
Владеть:
часов
Предмет и задачи дисциплины. Историческая справка. Понятия «автоматизация» и «управление». Задачи автоматизации. Этапы автоматизации. Классы автоматизации Регистра Российской Федерации. Требования к инженеру-судомеханику.
Понятия «автоматизация» и «управление». Задачи автоматизации. Этапы автоматизации. Классы автоматизации Регистра РФ. ТребованияРегистра к автоматизации судов. Требований ГОСТ к автоматизации двигателей. Проработка учебного материала.
Автоматика. Система. Система автоматического управления. Система автоматического регулирования. Примеры автоматических систем. Факторы, определяющие состояния САР и САУ. Алгоритмы и программы управления. Структура системы управления. Замкнутые и разомкнутые системы. Функциональная схема САР. Математическое описание САР. Передаточные функции. Структурные схемы САР и их преобразования. Переход от уравнений элементов к уравнению САР. Частотные характеристики САР.
Запись уравнений САР в дифференциальной форме, их линеаризация, получение изображений после преобразований Лапласа.
Основные понятия автоматики. Факторы, определяющие состояния САР и САУ. Структура системы управления. Замкнутые и разомкнутые системы. Функциональная схема САР. Математическое описание САР. Передаточные функции. Структурные схемы САР и их преобразования. Переход от уравнений элементов к уравнению САР. Частотные характеристики САР. Запись уравнений САР в дифференциальной форме, их линеаризация, получение изображений после преобразований Лапласа. Освоение учебного материала. Подготовка к практическому занятию 1.
Определение типового звена. Релейное, безинерционное, апериодическое, интегрирующее, колебательное, дифференцирующее звенья. Запаздывающее звено. Неустойчивое звено. Частотные характеристики типовых динамических звеньев.
Изучение принципов функционирования моделирующих пакетов. Исследование взаимосвязей между параметрами типовых динамических звеньев и их характеристиками.
Типовыединамические звенья и их характеристики. Принципы функционирования программных пакетов моделирующих САУ. Взаимосвязь между параметрами типовых динамических звеньев и их характеристиками. Освоение учебного материала. Подготовка к лабораторной работе 1.
Классификация объектов регулирования. Статические характеристики объектов
регулирования и их влияния на свойство самовыравнивания. Получение уравнений динамики объектов регулирования и их линеаризация. Безъёмкостные, одноёмкостные и многоёмкостные объекты. Определение характеристик объектов регулирования экспериментальными методами. Графические и графоаналитические методы. Динамические характеристики типовых объектов регулирования. Примеры определения параметров объектов регулирования графическим методом. Особенности аналитических методов определения характеристик объектов регулирования. Аппроксимация переходной функции объектов регулирования экспонентой и участком запаздывания.
Обработка разгонной характеристики объекта регулирования.
Классификация объектов регулирования, их статические характеристики и уравнения динамики. Безъёмкостные, одноёмкостныеи многоёмкостные объекты. Определение характеристик объектов регулирования экспериментальными методами; графические и графоаналитические методы. Динамические характеристики типовых объектов регулирования. Примеры определения параметров объектов регулирования графическим методом. Особенности аналитических методов определения характеристик объектов регулирования. Аппроксимация переходной функции объектов регулирования экспонентой и участком запаздывания. Обработка разгонной характеристики объекта регулирования. Освоение учебного материала. Подготовка к практическому занятию 2.
Принципы регулирования. Основные законы регулирования. Классификация регуляторов. Элементы регулятора. Уравнения динамики и характеристики судовых гидравлических регуляторов. Уравнения динамики и характеристики судовых пневматических регулирующих устройств. Вывод уравнений динамики регуляторов. Характеристики уравнения гидравлического регулятора с жёсткой обратной связью.
Ознакомление с принципами разомкнутого и замкнутого регулирования. Исследование процессов преобразования сигналов в каналах типового ПИД-регулятора.
Уравнения динамики и характеристики судовых регуляторов.
Принципы и основные законы регулирования. Классификация регуляторов. Элементы регулятора. Уравнения динамики и характеристики судовых гидравлических регуляторов и судовых пневматических регулирующих устройств. Вывод уравнений динамики регуляторов. Характеристики уравнения гидравлического регулятора с жёсткой обратной связью. Принципы разомкнутого и замкнутого регулирования. Преобразование сигналов в каналах типового ПИД-регулятора. Освоение учебного материала. Подготовка к лабораторной работе 2 и практическому занятию 3.
Статические свойства САР. Расчёт статической характеристики САР. Соотношения между статическими показателями системы, регулятора и объекта
регулирования. Динамические характеристики САР. Анализ влияния статических и динамических характеристик элементов регулятора на свойства САР. Влияние обратных связей на свойства САР.
Проведение преобразований САР на примерах.
Статические свойства САР. Статическая характеристика САР. Соотношения между статическими показателями системы, регулятора и объекта регулирования. Динамические характеристики САР. Анализ влияния статических и динамических характеристик элементов регулятора на свойства САР. Влияние обратных связей на свойства САР. Преобразования САР. Освоение учебного материала. Подготовка к практическому занятию 4.
Основные понятия и определения устойчивости. Математическая оценка
устойчивости САР. Алгебраические критерии устойчивости. Графоаналитический критерий Михайлова. Частотные критерии устойчивости. Влияние параметров звеньев САР на ее устойчивость. Показатели качества переходных процессов в
САР. Методы исследования качества систем автоматического регулирования. Точные методы построения переходных процессов. Приближенные методы построения переходных процессов. Интегральные оценки переходных процессов
Анализ устойчивости САР. Приобретение навыков использования критериев устойчивости.
Оценка качества регулирования. Ознакомление с основными группами критериев качества (оценивающими точность, устойчивость, быстродействие и обобщённые свойства САР).
Основные понятия и определения устойчивости. Математическая оценка
устойчивости САР. Алгебраические и частотные критерии устойчивости. Влияние параметров звеньев САР на её устойчивость. Показатели качества переходных процессов в САР. Методы исследования качества систем автоматического регулирования. Точные методы построения переходных процессов. Приближенные методы построения переходных процессов. Интегральные оценки переходных процессов и качества
регулирования. Освоение учебного материала. Подготовка к лабораторным работам 3 и 4.
Методы настройки САР. Их достоинства, недостатки, область применения. Установление факта и места возникшей неполадки в работе САР по статическим
характеристикам. Настройка САР по переходным функциям. Примеры расчёта.
Частотные методы определения оптимальных параметров настройки регуляторов.
Понятие о самонастраивающихся автоматических системах, особенности их
математического описания и методов исследования. Понятие об оптимизации и
перспективы применения оптимальных систем на судах. Методы оптимизации.
Адаптивные системы.
Изучение электрического регулятора давления пара в котле с последовательным корректирующим устройством и следящей системой, его настройки и испытаний.
Методы настройки САР. Их достоинства, недостатки, область применения. Установление факта и места возникшей неполадки в работе САР по статическим характеристикам. Настройка САР по переходным функциям. Примеры расчёта. Частотные методы определения оптимальных параметров настройки регуляторов. Понятие о самонастраивающихся автоматических системах, особенности их математического описания и методов исследования. Понятие об оптимизации и перспективы применения оптимальных систем на судах. Методы оптимизации. Адаптивные системы.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.