ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Экология»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- какие разделы экологии нужны для работы в области судоходства, т.е. знать основные экологические риски, связанные с эксплуатацией судов и способы их предотвращения и устранения
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- находить, перерабатывать и использовать необходимую информацию по охране окружающей среды
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками в разработке мероприятий по повышению безопасности и экологичности, процедурами по борьбе с загрязнением и связанным с этим оборудованием.
часов
Предмет, задачи, разделы экологии. Биосфера-возникновение, развитие,
функции, энергетика. Учение В.И.Вернадского.
Экосистемы – определение, классификация. Структуры, характеристики и закономерности функционирования экосистем, их изменчивость и стабильность. Экология популяций.
Экосистемы-элементы биосферы. Особенности экосистемы «мировой океан».
Среды обитания и экологические факторы. Адаптация, закон толерантности. Лимитирующие факторы, коэволюция видов.
Биосфера и человек: Что изучает экология. История развития экологии как науки. Экологические факторы. Понятие экосистемы. Виды экосистем. Изменения экосистем – сукцессия. Принципы функционирования природных экосистем. Окружающая среда и научно-технический прогресс. Структура, основные функции и свойства биосферы. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Роль человека в биосфере. Пищевые отношения, непищевые отношения. Законы взаимоотношения организмов и среды. Учение о популяциях.
Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю
Химическое, физическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экстремальные воздействия на биосферу. Экологические кризисы и катастрофы.
Морское судно как источник загрязнения окружающей среды. Характерные виды
загрязнений моря с судов. Образование судовых отходов и загрязнений (сточные воды, бытовой и производственный мусор). Нефть и нефтесодержащие
сбросы.
Экологические кризисы, катастрофы и мера их опасности. Особенности современного экологического кризиса.
Проблемы роста народонаселения, урбанизации, взаимоотношения «бедных» и «богатых» стран и их влияние на изменение природной среды. Влияние среды обитания на здоровье человека, особенности экосистемы человека.
Экология и здоровье человека.
Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю
Основные загрязнители атмосферного воздуха. Нормативы качества атмосферы.
Последствия загрязнения атмосферы с судов. Борьба с шумом и вибрацией. Основные загрязнители почв. Нормативы качества почвы. Способы предотвращения загрязнения почв и методы очистки
Охрана атмосферы
Охрана литосферы
Показатели качества воды и их контроль, технологии и средства защиты гидросферы. Значение мирового океана и предотвращение его загрязнения. Химические, физически и биологические загрязнители. Загрязнение нефтью и ее влияние на гидросферу. Загрязнение мирового океана – последствия антропогенного фактора.
Предотвращение загрязнения моря с судов. Основные международные конвенции по охране морской среды. МАРПОЛ 73/78.
Экологические принципы рационального использования природных ресурсов. Материальные и энергетические ресурсы
Экологическое право – источники, объекты, система управления охраной окружающей среды и её качеством. Международное сотрудничество по охране окружающей среды.
Основы международного экологического права
Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.