2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Основы Российской государственности_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы Российской государственности»
26.05.06 – Б1.О.31 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы Российской государственности»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.31 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы Российской государственности»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы Российской государственности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы Российской государственности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- закономерности, основные события и особенности истории полиэтнического и поликонфессионального Российского государства;

- общие культурно-ценностные ориентиры и историко- культурное наследие России

Уметь:

- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально-нравственных ориентиров

Владеть:

- комплексом знаний о социокультурных и конфессиональных различиях социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории

УК-5.1 Анализирует современное состояние общества на основе знания истории
 
 
 
 
 
Знать:

- механизмы межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе;

- принципы соотношения общемировых национальных культурных процессов;

Уметь:

- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

Владеть:

- навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Демонстрирует понимание общего и особенного в развитии цивилизаций, религиозно-культурных отличий и ценностей локальных цивилизаций
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Основы Российской государственности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Философия
 
- Основы современного этикета
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Что такое Россия
 
Лекционные занятия:

Природно-экономические ресурсы

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Географические факторы и природные ресурсы

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 1.1 Природно-экономические ресурсы
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Лекционные занятия:

Народы, религия, культура России.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Многообразие российских регионов.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Испытания и победы России

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Герои страны, герои России 

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 1.2 Народы, религия, культура России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Раздел 2. Российское государство-цивилизация
 
Лекционные занятия:

Государство-нация и государство-цивилизация. Россия как государство-цивилизация

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Применимость и альтернативы цивилизационного подхода

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Российская цивилизация в академическом дискурсе

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Лекционные занятия:

Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Ценностные вызовы современной политики

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Российская цивилизационная идентичность на современном этапе

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 2.1 Российское государство-цивилизация
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
 
Лекционные занятия:

Ценностно-смысловые основания российского мировоззрения

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Концепт мировоззрения в социальных науках

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Системная модель мировоззрения

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Лекционные занятия:

Философские основания российского мировоззрения

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Ценности российской цивилизации 

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Мировоззрение и государство

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 3.1 Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Раздел 4. Политическое устройство России
 
Лекционные занятия:

Природа политической власти.

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 4.1 Политическое устройство России
Практические занятия:

Власть и легитимность в конституционном преломлении

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Уровни и ветви власти

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Лекционные занятия:

Политические институты и уровни власти. Правовое регулирование

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Планирование будущего. Национальные проекты и государственные программы 

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Гражданское участие и гражданское общество в современной России 

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 4.1 Политическое устройство России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны
 
Лекционные занятия:

Технологические, климатические и ресурсные вызовы человечества

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Россия и глобальные вызовы

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Внутренние вызовы общественного развития

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Лекционные занятия:

Цивилизационные вызовы человечеству

1
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Образы будущего России

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Практические занятия:

Ориентиры стратегического развития России

2
УК-5.1,УК-5.2
 
Тема 5.1 Вызовы будущего и развитие страны
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация

4
УК-5.1,УК-5.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы Российской государственности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.