2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Основы современного этикета_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.05.06 – Б1.О.35 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.35 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы современного этикета» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Герасимова О.А. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы современного этикета»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- понятие и основные теории культуры, закономерности культурного развития, особенности древних культур, специфику европейского развития и современной культуры, а также примеры артефактов рассматриваемых культур.

Уметь:

- выделять доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, оценивать достижения культуры и ее вклад в мировую культуру.

Владеть:

- навыками публичного изложения и обсуждения изучаемых проблем, диалогом как способом отношения к другим людям и культурам.

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Демонстрирует понимание общего и особенного в развитии цивилизаций, религиозно-культурных отличий и ценностей локальных цивилизаций
 
 
 
 
 
 
Знать:

- исторический опыт сложных, критических и экстремальных социокультурных ситуаций;

Уметь:

- гибко реагировать на изменения и проявлять инициативу

Владеть:

- диалогом как способом разрядки негативных и чрезмерных переживаний.

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.3 Владеет методами управления людьми в сложных, критических и экстремальных условиях
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы современного этикета» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и навыки работы в команде
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Теория культуры 
 
Лекционные занятия:

1. Основы современного этикета как научная дисциплина

2. Предмет и методы культурологии

3. Историческое развитие представлений о культуре

4. Понятие и основные функции культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 1. Предмет и методы культурологии 
Практические занятия:

1. Основы современного этикета как научная дисциплина

2. Предмет и методы культурологии

3. Историческое развитие представлений о культуре

4. Понятие и основные функции культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 2. Современные культурологические теории 
Лекционные занятия:

1. Теория эволюции Г. Спенсера и Э. Тайлора

2. Концепция культуры Карла Маркса

3. Морфологическая концепция культуры О. Шпенглера

4. Концепция цивилизаций А. Тойнби

5. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 3. Динамика культурно- исторического процесса 
Лекционные занятия:

1. Механизмы культурных изменений.

2. Понятие и формы кросскультурнного взаимодействия. Понятие субкультура.

3. Периодизация культурно-исторического процесса

4. Общий алгоритм анализа культуры

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 3. Динамика культурно- исторического процесса 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Раздел 2. История культуры Древнего мира
 
Практические занятия:

1. Хронологические рамки и периодизация первобытной культуры

2. Особенности и артефакты первобытной культуры

3. Мифологическое мышление в первобытной культуре

4. Современные племена, сохранившие первобытную культуру. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 4. Первобытная культура 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подготовка докладов и презентаций. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Шумеро-аккадская культура

2. Культура Вавилона, Ассирии и Ирана 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 5. Культура Двуречья (Месопотамии) 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Хронология, ценности и артефакты культуры Египта.

Культура Древней Индии.

Культура Китая. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Хронология, ценности и артефакты культуры Египта.

Культура Древней Индии.

Культура Китая. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 6. Культура Древнего Египта, Индии и Китая 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Раздел 3. История и специфика западноевропе йской культуры 
 
Практические занятия:

1. Хронологические рамки и периодизация античной культуры.

2. Особенности Греческой культуры в крито-микенскую, гомеровскую, архаическую, классическую и эллинистическую эпоху.

3. Культура Древнего Рима.

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 7. Культура Античности 
Самостоятельная работа:

Подготовка презентаций к семинару.

Подготовка конспекта по вопросу «Особенности Греческой культуры в крито- микенскую, гомеровскую, архаическую, классическую и эллинистическую эпоху»

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 8. Особенности культуры европейского средневековья 
Лекционные занятия:

1. Пространство и время средневековой культуры. Основные этапы развития и ключевые исторические события, повлиявшие на нее.

2. Особенности и артефакты средневековой культуры

3. Рыцарская, куртуазная и городская культура средневековья

4. Архитектура средневековья до романского периода 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Культура Византийской империи.

Романский и готический стили средневековой культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 8. Особенности культуры европейского средневековья 
Самостоятельная работа:

Эссе «Основные достижения средневековой культуры» 

4
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Особенности культуры эпохи Возрождения.

Творчество Джотто, Микеланджело, Рафаэля, И.Босха, Леонардо да Винчи, А. Дюрера.

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 9. Европейская культура эпохи Возрождения 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций.

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 10. Европейская культура Нового времени 
Лекционные занятия:

1. Трансформация мировоззрения в Новое время (17-18 в.). Художественные стили эпохи Нового времени: классицизм, барокко, рококо. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Социально-исторические особенности эпохи 19 в.

2. Романтизм как направление европейской художественной культуры XIX в.

3. Критический реализм и принцип типического.

4. Импрессионизм и постимпрессионизм.

5. Символизм и декаденство  

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Социально-исторические особенности эпохи 19 в.

2. Романтизм как направление европейской художественной культуры XIX в.

3. Критический реализм и принцип типического.

4. Импрессионизм и постимпрессионизм.

5. Символизм и декаденство  

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 11. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Русская культура эпохи Киевской Руси Средневековая культура Московской Руси Русская культура в Новое время. Золотой и серебряный век русской культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 12. Специфика русской культуры 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Особенности культуры 20-21 в.

2. Модернизм: его черты и основные течения (постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и др.)

3. Постмодернизм и его особенности. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Особенности культуры 20-21 в.

2. Модернизм: его черты и основные течения (постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и др.)

3. Постмодернизм и его особенности. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 13. Актуальные проблемы культуры 20-21 века 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы современного этикета» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.