2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Техническое обеспечение безопасности морских судов_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническое обеспечение безопасности морских судов»
26.05.06 – Б1.В.04 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническое обеспечение безопасности морских судов»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.04 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническое обеспечение безопасности морских судов»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническое обеспечение безопасности морских судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническое обеспечение безопасности морских судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- историю развития морского фота, классификацию морских судов и районы плавания, которые связаны с безопасной эксплуатацией морских судов

Уметь:

- определять риски безопасной эксплуатации морских судов, включая возраст судов, главную установку  и вспомогательную установку

Владеть:

- правилами технической эксплуатации

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

- районы плавания в соответствии с РМРС

Уметь:

- оценивать техническое состояние судна

Владеть:

- навыками по борьбе за живучесть судна

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

- районы плавания в соответствии с РМРС

Уметь:

- оценивать техническое состояние судна

Владеть:

- навыками по борьбе за живучесть судна

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему, план-графики, процедуры к подготовке межрейсовых переходов

Уметь:

- составлять заявку согласно ПТЭ, продумывать о наличии сменных составных частей

Владеть:

- согласно ПТЭ и управлять судовыми механизмами

ПК-17 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-17.6 Умеет разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Техническое обеспечение безопасности морских судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация и несение безопасной вахты в машинном отделении судов (вкл. подготовку на тренажере машинного отделения)
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Управление технической эксплуатацией морских судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Причины риска морского судоходства. Анализ статических данных о гибели судов. Размеры ущерба от аварийности флота 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 1. Статистика гибели судов мирового флота 
Самостоятельная работа:

Изучение «Правила классификации и постройки морских судов» (РСМРС). Составьте краткий конспект содержания разделов указанного документа.

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Безопасность эксплуатации судов как свойство морской транспортной системы Основные аспекты безопасной эксплуатации судна 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 2. Системный подход к обеспечению безопасной эксплуатации судов 
Самостоятельная работа:

Опишите виды освидетельствований и обязанности машинной команды и судоходной компании по обеспечению проведения освидетельствований.

Сравните виды освидетельствования с целью классификации и выполнения требований международных конвенций.

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 3. Факторы, влияющие на техническую безопасность судов 
Практические занятия:

Технические факторы. Эксплуатационные факторы: Влияние возраста судов на техническую безопасность, влияние условий внешней среды.

Субъективные факторы: влияние профессионального уровня судовых механиков на БЭС, влияние уровня трудовой дисциплины, психофизиологическое состояние членов экипажа 

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 3. Факторы, влияющие на техническую безопасность судов 
Самостоятельная работа:

Изучение «Правила расследования аварийных случаев с судами» ПРАС 90. Составьте краткий конспект указанных «Правил расследования аварийных случаев с судами» 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Технический надзор классификационного общества. Освидетельствование судов. Обеспечение проведения освидетельствований. Другие виды надзора: надзор судовладельца за техническим состоянием судов, надзор за противопожарным состоянием судов, надзор за санитарным состоянием судов, надзор за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 4. Надзор за судами
Самостоятельная работа:

Описать классификацию аварийных случаев с судами по видам, причинам, последствиям. В чем заключается участие Регистра РФ в расследовании аварийных случаев с судами. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 5. Классификация и расследование аварийных случаев с судами 
Практические занятия:

Основные определения. Виды и причины АС. Последствия аварийных случаев. Организация расследования аварийных случаев

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Исторический обзор международной регламентации мер по обеспечению безопасности мореплавания. Современная структура ИМО: Функции Ассамблеи, Совета, Комитетов, подкомитетов и секретариата ИМО, основополагающие документы ИМО по системе управления безопасностью в море 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 6. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности в море 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте главы II-2, ч.С пр. 46,48, 51 СОЛАС-74. «О мерах пожарной безопасности».

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Основное содержание глав МКУБ «Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования»: перечень учетных и отчетных документов; проведение инспекций через соответствующие промежутки времени; проверки, проводимые механиком-наставником (суперинтендантом); проверки в объеме внутреннего аудита.

МКУБ по внезапным отказам (раздел 10.3) Требования МКУБ по освидетельствованию СУБ компаний и судов (гл.13 МКУБ и п.4 гл. IX СОЛАС-74): общие положения об освидетельствовании компаний и судов по СУБ; понятие «признанной организации». Состав МАКО.

Виды освидетельствований компаний и судов по СУБ, первоначальное освидетельствование СУБ компаний, периодическое освидетельствование СУБ компаний, возобновляющее освидетельствование СУБ компаний, дополнительное освидетельствование СУБ компаний, первоначальное освидетельствование СУБ 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 7. Требования МКУБ в части технического обслуживания и ремонта 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Основные требования по конструкции судна м оборудования» Резолюции ИМО А-787(19)

«Процедуры контроля судов государством порта» 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Методология и назначение МК ПДМНВ 78/95

Структура МК ПДМНВ 78/95

Требования Конвенции в отношении машинной команды (раздел А-Ш/1): обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым и периодически безвахтенного обслуживания машинным отделением. Подготовка на судне, требования компетентности, прибрежное плавание.

Компетентность, знания, понимание и профессионализм для функции: судовые механические установки на уровне эксплуатации. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 8. Требования МК ПДМНВ 78/95 в части подготовки судовых механизмов 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Требования к машинным помещениям». Резолюции ИМО А-787(19).

«Процедуры контроля судов государством порта» 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Требования Резолюции ИМО А-787 (19) «Процедуры контроля судов государством порта».

Требования к механикам Гл.2 Резолюции «Проверка государством» и гл.3 «Более детальное проведение». Требования к механикам.

Гл. 4 «Нарушения и задержания» 

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 9. Задачи механиков по выполнению требований контроля судов в портах 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Парижский меморандум» о взаимопонимании по контролю судов государством порта.

Отразите его связь с Международными конвенциями. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническое обеспечение безопасности морских судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.