ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории надежности и диагностики»
26.05.06 – Б1.В.14 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории надежности и диагностики»
26.05.06 – Б1.В.14 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы теории надежности и диагностики»
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Основы теории надежности и диагностики» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы теории надежности и диагностики»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- основы теории надёжности и диагностики, технико- экономического анализа сложных систем.
Уметь:
Владеть:
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
- применять методы инженерного анализа, оценки и прогнозирования надёжности и готовности технических систем в процессе эксплуатации.
Владеть:
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
Владеть:
- математическими и структурно-аналитическими методами решения задач, по количественной оценке надёжности судовых механизмов и оборудования
ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
Знать:
Уметь:
- применять методики расчёта надёжности, оценки и прогнозирования технического состояния судовых механизмов и оборудования.
Владеть:
ПК-26 Способен сформировать цели проекта (программы), разработать обобщённые варианты её решения, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
ПК-26.1 Умеет сформировать цели проекта (программы), разработать обобщённые варианты её решения, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
Знать:
- систему взаимосвязанных правил, норм, положений для обеспечения высокопроизводительной, надёжной и безопасной работы судовых механизмов и оборудования при их проектировании, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.
Уметь:
Владеть:
ПК-27 Способен принять участие в разработке проектной, нормативной, эксплуатационной и технологической документации для объектов профессиональной деятельности
ПК-27.1 Знает порядок разработки проектной, нормативной, эксплуатационной и технологической документации для объектов профессиональной деятельности
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Основы теории надежности и диагностики» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Детали машин и основы конструирования
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Техническое обеспечение безопасности морских судов
- Управление технической эксплуатацией морских судов
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы теории надёжности
Лекционные занятия:
Основные понятия и термины теории надёжности
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Основные понятия и термины теории надёжности
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Основные положения теории надёжности
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Определение показателей надёжности по статистическим данным
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Основные положения теории надёжности
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Основные законы распределения времени безотказной работы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Основные законы распределения времени безотказной работы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Определение характеристик надёжности систем по известной плотности распределения отказов
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Прогнозирование характеристик надёжности систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Надёжность невосстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Надёжность невосстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Исследование надёжности избыточных систем с восстанавливающими органами
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Оценка показателей надёжности при различных видах структурного резервирования
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Оценка показателей надёжности при различных видах структурного резервирования
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Расчёт надёжности невосстанавливаемых резервированных систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Исследование надёжности невосстанавливаемых резервированных систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Основы теории надёжности (КР-1)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Надёжность восстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Надёжность восстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Расчёт коэффициента готовности контролируемой восстанавливаемой системы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Исследование надёжности контролируемой восстанавливаемой системы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Методика расчёта надёжности невосстанавливаемых систем при проектировании
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Оценка комплексных показателей надёжности систем (КР-2)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Раздел 2. Основы теории диагностирования
Лекционные занятия:
Надёжность и диагностирование восстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Надёжность и диагностирование восстанавливаемых систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Построение алгоритма диагностического контроля время-вероятностным способом
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Построение алгоритма диагностического контроля по информационному критерию
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Модели работоспособности автоматизированной системы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Модели работоспособности автоматизированной системы
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Влияние качества работы человека-оператора на надёжность и эффективность систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Исследование влияния качества работы человека-оператора на надёжность и эффективность систем
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Практические занятия:
Оценка надёжности автоматизированных систем (КР-3)
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Лекционные занятия:
Показатели надёжности программного обеспечения
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
Самостоятельная работа:
Показатели надёжности программного обеспечения
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-26.1,ПК-27.1
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы теории надежности и диагностики» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронно-библиотечная система «IPRbooks»
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.