2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»
26.05.06 – Б1.В.15 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.15 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Семергей С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- характеристики и эксплуатационные свойства основных элементов электронных устройств, смысл специальных терминов в данной области техники;

- принципы построения, основные характеристики блоков питания электронной аппаратуры;

- принципы построения и обработки сигналов в типовых преобразователях аналоговых информационных сигналов, способы их настройки;

- принципы построения преобразователей дискретных сигналов, структуру судовых управляющих ЭВМ и цифровых измерительных устройств, назначение и взаимодействие их блоков, принципы обработки сигналов;

- принципы построения судовых электронных и микропроцессорных систем, взаимодействие их блоков и основные характеристики.

Уметь:

- учитывать свойства и эксплуатационные особенности данного вида техники при эксплуатации судового энергетического оборудования.

Владеть:

ПК-06.9 Знает базовую конфигурацию, принципы работы и характеристики базовых элементов электронных цепей
 
 
 
 
 
Знать:

- базовую конфигурацию, принципы работы и характеристики пропорционально- интегрально-дифференциального (ПИД) регулирования

Уметь:

Владеть:

ПК-06 Способен осуществлять эксплуатацию электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
ПК-06.13 Знает базовую конфигурацию, принципы работы и характеристики пропорционально-интегрально-дифференциального (ПИД) регулирования и связанных с ним системных устройств для управления процессом
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками работы с документацией, тестирования, блочного ремонта судовых электронных и микропроцессорных систем автоматики.

ПК-09.1 Способен производить устранение неисправностей электрического и электронного оборудования систем управления
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- проверять исправность основных электронных приборов;

- выполнять функциональную проверку типовых преобразователей сигналов.

Владеть:

ПК-09 Способен осуществлять устранение неисправностей, приведение в рабочее состояние электрического и электронного оборудования управления
ПК-09.2 Способен производить рабочие испытания электрического и электронного оборудования управления и предохранительных устройств
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы и особенности технического обслуживания судовых электронных и микропроцессорных средств

Уметь:

- читать электрические и простые электронные схемы.

Владеть:

ПК-31 Способен выполнить техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
ПК-31.6 Способен читать электрические и простые электронные схемы
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Электрооборудование судов
 
- Общая электротехника и электроника
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Управление технической эксплуатацией морских судов
 
- Эксплуатация судовых энергетических установок
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Предмет и задачи дисциплины.

Историческая справка. Параметры, характеристики, разновидности диодов.

Диод Зенера. Параметры, характеристики, разновидности транзистора. Работа транзистора на нагрузку. 

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Тепловой режим полупроводниковых приборов. Оптоэлектронные приборы.

Приборы индикации. Пассивные элементы электронных устройств. Специальные типы резисторов. 

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 1. Элементы электронных устройств
Самостоятельная работа:

Параметры, характеристики, разновидности диодов. Диод Зенера. Параметры, характеристики, разновидности транзистора. Работа транзистора на нагрузку. Тепловой режим полупроводниковых приборов.

Оптоэлектронные приборы. Приборы индикации. Пассивные элементы электронных устройств. Специальные типы резисторов.

Освоение учебного материала.

Подготовка к практическому занятию 1.

10
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 2. Преобразователи аналоговых сигналов 
Лекционные занятия:

Принципы построения и характеристики усилителей. Обратная связь в усилителях.

Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей. Нелинейные преобразователи, компараторы, фильтры. Генераторы электрических сигналов. 

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей.

6
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 2. Преобразователи аналоговых сигналов 
Самостоятельная работа:

Принципы построения и характеристики усилителей. Обратная связь в усилителях.

Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей. Нелинейные преобразователи, компараторы, фильтры. Генераторы электрических сигналов.

Освоение учебного материала.

Подготовка к практическому занятию 2. 

10
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Параметры и структурные схемы источников питания. Выпрямители, фильтры. Стабилизаторы. Защита источников питания. 

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Электронный источник питания.

5
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 3. Источники питания электронной аппаратуры 
Самостоятельная работа:

Параметры и структурные схемы источников питания. Выпрямители, фильтры. Стабилизаторы. Защита источников питания.Электронный источник питания.

Освоение учебного материала.

Подготовка к практическим занятиям 3 и 4. 

10
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Основы алгебры логики. Логические функции и логические элементы.

Триггеры, счётчики, двоичный код.

Комбинационные устройства для обработки дискретных сигналов.

Принципы построения и функционирования управляющей микро-ЭВМ. Память управляющей микро-ЭВМ.

Структура МПСУ, адаптеры датчиков и исполнительных механизмов.

Интерфейсы. Цифровые измерительные приборы. Цифровой тахометр. Угловой энкодер.

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Логические элементы и блоки логики

4
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Счётчики

4
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 4. Электронные устройства дискретного действия 
Самостоятельная работа:

Основы алгебры логики. Логические функции и логические элементы. Триггеры, счётчики, двоичный код. Комбинационные устройства для обработки дискретных сигналов. Блоки логики. Принципы построения и функционирования управляющей микро-ЭВМ. Память управляющей микро-ЭВМ.

Структура МПСУ, адаптеры датчиков и исполнительных механизмов.

Интерфейсы. Цифровые измерительные приборы. Цифровой тахометр. Угловой энкодер.

Освоение учебного материала.Подготовка к практическим занятиям 5, 6 и 7. 

12
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Классификация и функции судовых информационно-измерительных систем.

Структурные схемы судовых систем аварийно-предупредительной сигнализации (АПС). Судовой торсиометр, информационно-диагностические системы судовых дизелей. Специализированные судовые информационные системы: монитор осевых колебаний вала дизеля, детектор масляного тумана. Система мониторинга подшипников дизеля. Датчики температуры и износа подшипников.

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Система аварийно-предупредительной сигнализации 

4
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Принципы построения судовых микропроцессорных систем управления (МПСУ). Программируемые логические контроллеры

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Судовая МПСУ "Data chief-С20"

4
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Микропроцессорная система управления двигателей с электронным управлением типа МЕ

5
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 5. Судовые электронные и микропроцессор ные системы 
Самостоятельная работа:

Классификация и функции судовых информационно-измерительных систем.

Структурные схемы судовых систем аварийно-предупредительной сигнализации (АПС). Система АПС на базе микропроцессорного блока SAU8800.Судовой торсиометр, информационно-диагностические системы судовых дизелей. Специализированные судовые информационные системы: монитор осевых колебаний вала дизеля, детектор масляного тумана. Система мониторинга подшипников дизеля.

Датчики температуры и износа подшипников. Принципы построения судовых микропроцессорных систем управления (МПСУ). Судовая МПСУ "Data chief-2000". Программируемые логические контроллеры.

Микропроцессорная система управления двигателей с электронным управлением типа МЕ

11
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Лекционные занятия:

Погрешности и способы их снижения. Защита электронных устройств от помех Преобразователи сигналов, устойчивые к эксплуатационным факторам 

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 6. Погрешности и помехи в судовых электронных системах.

Основы технического обслуживания электронных и микропроцессорных систем

Лекционные занятия:

Общие положения по эксплуатации.

Эксплуатационная документация. Методы поиска неисправных элементов и блоков.

Определение работоспособности электронных приборов и блоков.

Принципы замены неисправных приборов.

Заключение

2
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Практические занятия:

Методы поиска неисправных элементов и блоков. Определение работоспособности электронных приборов и блоков

4
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
Тема 6. Погрешности и помехи в судовых электронных системах.

Основы технического обслуживания электронных и микропроцессорных систем

Самостоятельная работа:

Погрешности и способы их снижения. Защита электронных устройств от помех Преобразователи сигналов, устойчивые к эксплуатационным факторам. Общие положения по эксплуатации.

Эксплуатационная документация. Методы поиска неисправных элементов и блоков.

Определение работоспособности электронных приборов и блоков.

Принципы замены неисправных приборов.

Освоение учебного материала

10
ПК-06.9,ПК-06.13,ПК-09.1,ПК-09.2,ПК-31.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.