ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- характеристики и эксплуатационные свойства основных элементов электронных устройств, смысл специальных терминов в данной области техники;
- принципы построения, основные характеристики блоков питания электронной аппаратуры;
- принципы построения и обработки сигналов в типовых преобразователях аналоговых информационных сигналов, способы их настройки;
- принципы построения преобразователей дискретных сигналов, структуру судовых управляющих ЭВМ и цифровых измерительных устройств, назначение и взаимодействие их блоков, принципы обработки сигналов;
- принципы построения судовых электронных и микропроцессорных систем, взаимодействие их блоков и основные характеристики.
Уметь:
- учитывать свойства и эксплуатационные особенности данного вида техники при эксплуатации судового энергетического оборудования.
Владеть:
- базовую конфигурацию, принципы работы и характеристики пропорционально- интегрально-дифференциального (ПИД) регулирования
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками работы с документацией, тестирования, блочного ремонта судовых электронных и микропроцессорных систем автоматики.
Уметь:
- проверять исправность основных электронных приборов;
- выполнять функциональную проверку типовых преобразователей сигналов.
Владеть:
- основы и особенности технического обслуживания судовых электронных и микропроцессорных средств
Уметь:
- читать электрические и простые электронные схемы.
Владеть:
часов
Предмет и задачи дисциплины.
Историческая справка. Параметры, характеристики, разновидности диодов.
Диод Зенера. Параметры, характеристики, разновидности транзистора. Работа транзистора на нагрузку.
Тепловой режим полупроводниковых приборов. Оптоэлектронные приборы.
Приборы индикации. Пассивные элементы электронных устройств. Специальные типы резисторов.
Параметры, характеристики, разновидности диодов. Диод Зенера. Параметры, характеристики, разновидности транзистора. Работа транзистора на нагрузку. Тепловой режим полупроводниковых приборов.
Оптоэлектронные приборы. Приборы индикации. Пассивные элементы электронных устройств. Специальные типы резисторов.
Освоение учебного материала.
Подготовка к практическому занятию 1.
Принципы построения и характеристики усилителей. Обратная связь в усилителях.
Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей. Нелинейные преобразователи, компараторы, фильтры. Генераторы электрических сигналов.
Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей.
Принципы построения и характеристики усилителей. Обратная связь в усилителях.
Операционный усилитель и типовые схемы его включения. Преобразователи сигналов на основе операционных усилителей. Нелинейные преобразователи, компараторы, фильтры. Генераторы электрических сигналов.
Освоение учебного материала.
Подготовка к практическому занятию 2.
Параметры и структурные схемы источников питания. Выпрямители, фильтры. Стабилизаторы. Защита источников питания.
Электронный источник питания.
Параметры и структурные схемы источников питания. Выпрямители, фильтры. Стабилизаторы. Защита источников питания.Электронный источник питания.
Освоение учебного материала.
Подготовка к практическим занятиям 3 и 4.
Основы алгебры логики. Логические функции и логические элементы.
Триггеры, счётчики, двоичный код.
Комбинационные устройства для обработки дискретных сигналов.
Принципы построения и функционирования управляющей микро-ЭВМ. Память управляющей микро-ЭВМ.
Структура МПСУ, адаптеры датчиков и исполнительных механизмов.
Интерфейсы. Цифровые измерительные приборы. Цифровой тахометр. Угловой энкодер.
Логические элементы и блоки логики
Счётчики
Основы алгебры логики. Логические функции и логические элементы. Триггеры, счётчики, двоичный код. Комбинационные устройства для обработки дискретных сигналов. Блоки логики. Принципы построения и функционирования управляющей микро-ЭВМ. Память управляющей микро-ЭВМ.
Структура МПСУ, адаптеры датчиков и исполнительных механизмов.
Интерфейсы. Цифровые измерительные приборы. Цифровой тахометр. Угловой энкодер.
Освоение учебного материала.Подготовка к практическим занятиям 5, 6 и 7.
Классификация и функции судовых информационно-измерительных систем.
Структурные схемы судовых систем аварийно-предупредительной сигнализации (АПС). Судовой торсиометр, информационно-диагностические системы судовых дизелей. Специализированные судовые информационные системы: монитор осевых колебаний вала дизеля, детектор масляного тумана. Система мониторинга подшипников дизеля. Датчики температуры и износа подшипников.
Система аварийно-предупредительной сигнализации
Принципы построения судовых микропроцессорных систем управления (МПСУ). Программируемые логические контроллеры
Судовая МПСУ "Data chief-С20"
Микропроцессорная система управления двигателей с электронным управлением типа МЕ
Классификация и функции судовых информационно-измерительных систем.
Структурные схемы судовых систем аварийно-предупредительной сигнализации (АПС). Система АПС на базе микропроцессорного блока SAU8800.Судовой торсиометр, информационно-диагностические системы судовых дизелей. Специализированные судовые информационные системы: монитор осевых колебаний вала дизеля, детектор масляного тумана. Система мониторинга подшипников дизеля.
Датчики температуры и износа подшипников. Принципы построения судовых микропроцессорных систем управления (МПСУ). Судовая МПСУ "Data chief-2000". Программируемые логические контроллеры.
Микропроцессорная система управления двигателей с электронным управлением типа МЕ
Погрешности и способы их снижения. Защита электронных устройств от помех Преобразователи сигналов, устойчивые к эксплуатационным факторам
Основы технического обслуживания электронных и микропроцессорных систем
Общие положения по эксплуатации.
Эксплуатационная документация. Методы поиска неисправных элементов и блоков.
Определение работоспособности электронных приборов и блоков.
Принципы замены неисправных приборов.
Заключение
Методы поиска неисправных элементов и блоков. Определение работоспособности электронных приборов и блоков
Основы технического обслуживания электронных и микропроцессорных систем
Погрешности и способы их снижения. Защита электронных устройств от помех Преобразователи сигналов, устойчивые к эксплуатационным факторам. Общие положения по эксплуатации.
Эксплуатационная документация. Методы поиска неисправных элементов и блоков.
Определение работоспособности электронных приборов и блоков.
Принципы замены неисправных приборов.
Освоение учебного материала
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.