2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Технология использования топлива_ масел и воды в СЭУ_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ»
26.05.06 – Б1.В.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Громаков А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения

Уметь:

- определять расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения

Владеть:

- навыками определения расхода жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения

ПК-04 Способен осуществлять эксплуатацию главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
ПК-04.8 Знает расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила и алгоритмы эксплуатации топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

Уметь:

- эксплуатировать топливные, смазочные, балластные и других насосные системы и связанные с ними системы управления

Владеть:

- премами эксплуатации топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

ПК-05.1 Знает правила и алгоритмы эксплуатации топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
Знать:

- работу топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

Уметь:

- анализировать работу топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления и выявлять проблемы их эксплуатации

Владеть:

- методами безопасной работы топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления и выявлять проблемы их эксплуатации

ПК-05 Способен осуществлять эксплуатацию систем: топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
ПК-05.2 Способен анализировать работу топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления и выявлять проблемы их эксплуатации
 
 
 
 
 
Знать:

- правила эксплуатации и технического обслуживания топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

Уметь:

- реализовывать на практике правила эксплуатации и технического обслуживания топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

Владеть:

- методами реализацииправил эксплуатации и технического обслуживания топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления

ПК-05.3 Способен реализовывать на практике правила эксплуатации и технического обслуживания топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
Знать:

- правила топливных, смазочных и балластных операций

Уметь:

- управлять топливными, смазочными и балластными операциями

Владеть:

- навыками управления топливными, смазочными и балластными операциями

ПК-05 Способен осуществлять эксплуатацию систем: топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
ПК-05.4 Способен управлять топливными, смазочными и балластными операциями
 
 
 
 
 
 
Знать:

- физические и химические свойства топлива и смазочных материалов

Уметь:

- проводить экспресс-оценку физических и химических свойств топлива и смазочных материалов

Владеть:

- справочной информацией о физических и химических свойствах топлива и смазочных материалов

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.8 Знает физические и химические свойства топлива и смазочных материалов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
 
- Теория и устройство судна
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые турбомашины
 
- Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Технология использования воды
 
Лекционные занятия:

Задачи судовой водоподготовки.

Загрязнение воды в судовых энергетических установках. Показатели качества воды

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Практические занятия:

Задачи судовой водоподготовки.

Загрязнение воды в судовых энергетических установках. Показатели качества воды

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 1. Введение
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение самостоятельной работы по разделам: методы корректировки состава котловой воды в условиях судна

8
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Обращение воды в цикле судовой паротурбинной установки. Методы предотвращения накипеобразования и коррозии. Технологии обработки воды фосфатами. Обработка воды комплексонами.

Удаление из воды коррозионно-активных газов (деаэрация) 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 2. Технологии обработки воды судовых энергетических установок
Практические занятия:

Обращение воды в цикле судовой паротурбинной установки. Методы предотвращения накипеобразования и коррозии. Технологии обработки воды фосфатами. Обработка воды комплексонами.

Удаление из воды коррозионно-активных газов (деаэрация) 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Обработка воды в ионообменных фильтрах (химическое обессоливание).

Безреагентные методы водоподготовки.

Технологии опреснения морской воды.

Технологии обработки воды для систем охлаждения.

Устройство и принцип действия судового оборудования для очистки льяльных вод.

Устройство и принцип действия судового оборудования для очистки льяльных вод 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 3. Водоподготовка 
Практические занятия:

Обработка воды в ионообменных фильтрах (химическое обессоливание).

Безреагентные методы водоподготовки.

Технологии опреснения морской воды.

Технологии обработки воды для систем охлаждения.

Устройство и принцип действия судового оборудования для очистки льяльных вод.

Устройство и принцип действия судового оборудования для очистки льяльных вод 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Раздел 2. Технология использования топлива
 
Лекционные занятия:

Показатели качества топлива. Плотность.

Вязкость. Температура вспышки. Содержание алюмомосиликатов.

Теплота сгорания

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Практические занятия:

Показатели качества топлива. Плотность.

Вязкость. Температура вспышки. Содержание алюмомосиликатов.

Теплота сгорания

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 4. Получение топлива из нефти
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение самостоятельной работы по разделам: решение задач топливоподготовки в судовых условиях

7
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Тяжёлые топлива.

Мазуты. Легкие топлива

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Практические занятия:

Тяжёлые топлива.

Мазуты. Легкие топлива

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 5. Классификация топлива
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение самостоятельной работы по разделам: определение расхода условного топлива и моторного масла

7
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Отстаивание топлива.

Сепарирование топлива. Подогрев топлива. Фильтрация топлива. Нетрадиционные способы обработки топлива Приём топлива на судне.

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Практические занятия:

Отстаивание топлива.

Сепарирование топлива. Подогрев топлива. Фильтрация топлива. Нетрадиционные способы обработки топлива Приём топлива на судне.

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 6. Технология обработки топлива
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение самостоятельной работы по разделам: расчет стабильности топливных смесей 

7
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Раздел 3. Технология использования масла 
 
Лекционные занятия:

Назначение и эксплуатационные свойства смазочных материалов. Физико- химические показатели качества масел.

Классификация моторных масел.

Классификация присадок к моторным маслам

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 7. Производство смазочных материалов
Практические занятия:

Назначение и эксплуатационные свойства смазочных материалов. Физико- химические показатели качества масел.

Классификация моторных масел.

Классификация присадок к моторным маслам

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Турбинные масла.

Трансмиссионные масла. Компрессорные масла. Гидравлические масла. Пластичные (консистентные) смазки

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 8. Виды и масел СЭУ 
Практические занятия:

Турбинные масла.

Трансмиссионные масла. Компрессорные масла. Гидравлические масла. Пластичные (консистентные) смазки

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Лекционные занятия:

Загрязнение масел в процессе эксплуатации СЭУ. Фильтрация масел. Сепарация масла. 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Практические занятия:

Загрязнение масел в процессе эксплуатации СЭУ. Фильтрация масел. Сепарация масла. 

2
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
Тема 9. Контроль качества моторных масел
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение самостоятельной работы по разделам: обработка топлива и моторного масла 

7
ПК-04.8,ПК-05.1,ПК-05.2,ПК-05.3,ПК-05.4,ПК-08.8
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.