2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Диагностирование судовых тепловых двигателей_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Диагностирование судовых тепловых двигателей»
26.05.06 – Б1.В.20 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Диагностирование судовых тепловых двигателей»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.20 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Диагностирование судовых тепловых двигателей»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Диагностирование судовых тепловых двигателей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Маслов А.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Диагностирование судовых тепловых двигателей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- правильную диагностику и определение неисправностей косвенными методами

Уметь:

- анализировать и делать выводы на основе показаний контрольно измерительных приборов

Владеть:

- эксплуатировать местные и дистанционные КИП для анализа работы механизмов

ПК-11 Способен осуществлять обнаружение и выявление причин неисправной работы механизмов и устранение неисправностей
ПК-11.2 Способен выполнять проверку и настройку оборудования и неразрушающий контроль
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Диагностирование судовых тепловых двигателей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
- Международные конвенции и кодексы
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и несение безопасной вахты в машинном отделении судов (вкл. подготовку на тренажере машинного отделения)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

История развития, общие принципы работы ДВС.

Идеальные циклы. Краткая история создания, современное состояние, оценка перспектив и направлений развития ДВС.

Принцип действия ДВС, основные понятия. Классификация и маркировка ДВС. Анализ идеальных циклов ДВС. Идеальный цикл комбинированного двигателя 

2
ПК-11.2
 
Лабораторные занятия:

Расчет рабочего цикла

4
ПК-11.2
 
Тема 1. История развития, общие принципы работы ДВС. Идеальные циклы 
Самостоятельная работа:

Характеристики систем газообмена и наддува. Гидравлические характеристики продувочно-выпускного тракта. Характеристики систем механического наддува. Характеристики систем газотурбинного и комбинированного наддува 

7
ПК-11.2
 
Тема 2. Рабочие процессы дизелей 
Лекционные занятия:

Рабочие процессы дизелей. Процесс наполнения. Процесс сжатия. Смесеобразование в цилиндре дизеля. Процесс сгорания топлива в цилиндре дизеля. Расчет процесса сгорания.

Процесс расширения 

2
ПК-11.2
 
Тема 3. Процессы газообмена 
Лекционные занятия:

Процессы газообмена. Характер протекания газообмена в 4-х и 2- тактных дизелях. Анализ систем газообмена по диаграммам время сечения. Расчет процесса газообмена 

2
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Определение индикаторных и эффективных показателей рабочего 

2
ПК-11.2
 
Тема 3. Процессы газообмена 
Самостоятельная работа:

Характеристики систем топливоподачи. Статические характеристики топливной аппаратуры. Динамические характеристики топливной аппаратуры. Скоростные характеристики топливной аппаратуры. Диагностические характеристики топливной аппаратуры

7
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя. Тепловой баланс судового дизеля и его составляющие. Индикаторная и эффективная мощность двигателя. Определение среднего индикаторного давления. Коэффициенты полезного действия и их взаимосвязь. Удельные расходы топлива 

2
ПК-11.2
 
Лабораторные занятия:

Расчет газообмена

4
ПК-11.2
 
Тема 4. Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя 
Самостоятельная работа:

Режимы работы судовых дизелей.

Неустановившиеся режимы работы. Установившиеся режимы работы. Режимы обкатки судовых ДВС. Испытания судовых ДВС 

7
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Наддув судовых дизелей Классификация, общая характеристика способов наддува. Принципы использования энергии газа в ГТН Обеспечение баланса мощности турбины и компрессора в комбинированном двигателе. Анализ основных схем наддува судовых ДВС 

1
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Расчет наддува

4
ПК-11.2
 
Тема 5. Наддув судовых дизелей 
Самостоятельная работа:

Обслуживание судового дизеля. Программы обслуживания судового дизеля. Ежедневное обслуживание двигателя. Обслуживание системы дренажа масла из сальников штоков. Проверка и регулировка лубрикаторов цилиндровой смазки 

6
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Теплонапряженность судовых дизелей. Понятие тепловой напряженности, параметры, ее определяющие. Зависимость параметров тепловой напряженности от конструктивных и эксплуатационных факторов. Расчетная оценка тепловой напряженности 

1
ПК-11.2
 
Тема 6. Теплонапряженность судовых дизелей
Лабораторные занятия:

Расчет тепловой напряженности цилиндра

4
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Процессы топливоподачи в СДВС. Назначение, классификация, схемы работы систем топливоподачи в судовых дизелях. Параметры топливоподачи и факторы, их определяющие. Расчет процесса топливоподачи

1
ПК-11.2
 
Тема 7. Процессы топливоподачи в СДВС 
Практические занятия:

Расчеты динамики двигателя

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Динамика двигателя. Силы, определяющие механическую напряженность двигателя. Оценка механической напряженности в условиях эксплуатации. Расчетное определение сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме. Оценка условий работы подшипников коленчатого вала

1
ПК-11.2
 
Тема 8. Динамика двигателя. Уравновешенность двигателя. Характеристики двигателя 
Лабораторные занятия:

Анализ уравновешенности многоцилиндрового двигателя 

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Уравновешенность двигателя Понятие уравновешенности.

Действие неуравновешенного двигателя на фундамент и корпус судна Определение результирующих сил инерции многоцилиндрового двигателя Определение результирующих моментов от сил инерции многоцилиндрового двигателя Анализ уравновешенности кривошипных систем судовых двигателей

1
ПК-11.2
 
Тема 9. Режимы работы СДВС. Анализ конструкций СДВС 
Практические занятия:

Расчеты прочности основных деталей дизеля 

4
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Расчеты прочности основных деталей двигателя. Расчет коленчатого вала Расчет шатуна. Расчет шатунного болта, поршневого кольца, анкерной связи и крепежа цилиндра 

1
ПК-11.2
 
Тема 10. Расчеты прочности основных деталей двигателя 
Лабораторные занятия:

Определение фаз газораспределения и топливоподачи 4-тактного дизеля 

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Характеристики работы судовых дизелей. Понятие режима работы и характеристики двигателя. Нагрузочные характеристики. Внешние характеристики. Винтовые характеристики. Ограничительные характеристики 

1
ПК-11.2
 
Тема 11. Характеристики систем газообмена и наддува. 
Практические занятия:

Газообмен в 2-тактных дизелях. Определение располагаемого время-сечения 

2
ПК-11.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Диагностирование судовых тепловых двигателей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.