ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Методы оптимальных решений»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы оптимальных решений»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- принципы постановки оптимизационных задач
Уметь:
- формулировать задачи оптимизации
Владеть:
- навыками решения задач оптимизации
- методы оптимизации
Уметь:
- использовать методы оптимизации
Владеть:
- навыками решения задач эффективного управления ресурсами
- принципы использования методов оптимизации для принятия решений
Уметь:
- использовать методы оптимизации для принятия решений
Владеть:
- навыками принятия решений в задачах профессиональной деятельности
часов
1. Предмет и задачи дисциплины.
2. Классификация моделей математического программирования.
3. Методы решения задач математического программирования.
1. Математическая постановка ОЗЛП.
2. Базисный вид и базисное решение ОЗЛП.
3. Геометрическая интерпретация ОЗЛП.
1. Определение допустимого базисного решения.
2. Симплекс шаг улучшения допустимого базисного решения
1. Решение ЗЛП геометрическим способом.
2. Самостоятельное решение индивидуальной контрольной задачи.
1. Изучить алгоритм симплекс метода.
2. Решить примеры расчета с использованием симплекс метода
1. Изучить настройки Excel для решения оптимизационных задач.
2. Решить задачи ОЗЛП с использованием Excel.
1. Графическое, аналитическое и табличное представление транспортной задачи.
2. Способы получения допустимого базисного решения (опорного плана).
3. Этапы метода потенциалов.
1. Построение опорных планов различными способами.
2. Оценка оптимальности решения и улучшение его.
1. Адаптация метода потенциалов для решения задачи о назначениях.
2. Решение задач о назначениях
1. Изучить порядок решения транспортных задач в Excel.
2. Решить транспортные задачи с использованием Excel.
1. Особенности задач нелинейного программирования.
2. Формулировка нелинейной транспортной задачи.
3. Метод знаков для решения нелинейной транспортной задачи.
1. Этапы метода знаков для решения транспортных задач по критерию времени.
2. Решение транспортных задач по критерию времени
1. Изучить порядок решения транспортных задач по критерию времени в Excel. 2. Решить транспортные задачи по критерию времени с использованием Excel.
1. Предмет задачи и основные понятия теории игр.
2. Принцип гарантированного результата в задачах теории игр.
3. Решение задач теории игр в смешанных стратегиях.
1. Решение задач теории игр в чистых стратегиях.
2. Решение задач теории игр в смешанных стратегиях.
3. Решение игр с природой
1. Изучить порядок решения задач теории игр в Excel.
2. Решить задачи теории игр с использованием Excel
1. Задачи дискретной оптимизации комбинаторного типа.
2. Подходы к решению задач дискретной оптимизации.
3. Метод границ и ветвей.
1. Подходы к решению целочисленных задач.
2. Решение целочисленных задач
1. Алгоритм решения комбинаторных задач методом ветвей и границ.
2. Решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ.
3. Решение задачи коммивояжера в условиях неопределенности методом ветвей и границ
Изучение теоретического материала, решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ.
1. Общая характеристика метода динамического программирования.
2. Классы задач решаемых методом динамического программирования.
1. Алгоритм решения задач методом динамического программирования
2. Решение задач методом динамического программирования.
Изучение теоретического материала, решение задач методом динамического программирования
1. Математическое описание графов.
2. Задача о кратчайшем пути.
3. Задача о потоке на графе
1. Подходы к определению кратчайшего пути на графе.
2. Поиск оптимальных путей на графе
Подготовка к зачету
Зачетное занятие
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.