2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Психологические основы управления судовым экипажем_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические основы управления судовым экипажем»
26.05.06 – ФТД.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические основы управления судовым экипажем»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – ФТД.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические основы управления судовым экипажем»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Психологические основы управления судовым экипажем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Роженко А.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- индивидуально-психологические особенности личности

- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна

Уметь:

- распознать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности

- давать психологическую характеристику личности, собственного психического состояния

Владеть:

- первичными психологическими знаниями необходимыми для понимания личности

УК-3.1 Умеет организовать команду для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем

Уметь:

- оценивать межличностные отношения;

- ориентироваться в основных направлениях развития психологии

Владеть:

- простейшими приемами психической саморегуляции;

УК-3.2 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели, применяя убеждение, принуждение, стимулирование
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем

Уметь:

- оценивать межличностные отношения и практически использовать основные категории и понятия психологической науки

Владеть:

- методами регламентирования организации труда

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна

Уметь:

- применять теоретические законы в повседневной практике общения

Владеть:

- распознаванием характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.3 Владеет методами управления людьми в сложных, критических и экстремальных условиях
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Психологические основы управления судовым экипажем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и навыки работы в команде
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы психологии управления
 
Лекционные занятия:

1. Взаимосвязь психологии со смежными науками.

2. Задачи и методы психологии управления.

3. Проблема человека в психологии управления (анализ основных категорий психологии). 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум.

Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция Подготовка докладов по изученной теме 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 1. Предмет, методы и задачи дисциплины «Психологические основы управления судовым экипажем» 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 2. Личность и ее потенциал в системе управления судовым экипаже 
 
Лекционные занятия:

1. Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента.

Темперамент и характер.

2. Задатки и способности.

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 2. Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста морского транспорта 
Практические занятия:

Психологический практикум Тестирование с целью выявления типа темперамента Тестирование по теме с целью выявления акцентуаций характера (по Леонарду) 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 2. Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста морского транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Психогенные факторы, психологический дискомфорт и психологические перегрузки, воздействующие на моряков на борту судна и их последствия.

2. Депривация, групповая изоляция, публичность существования, нарушение биологических ритмов, десинхроноз и т.д.

3. Психологическая усталость. Факторы (причины) усталости и ее последствия. Основные направления борьбы по предотвращению и уменьшению усталости плавсостава в условиях рейса. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 3. Усталость в условиях рейса и методы ее преодоления 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 3. Межличностное общение в управлении судовым экипажем
 
Лекционные занятия:

1. Модель коммуникативного процесса.

2. Виды коммуникации

3. Роль коммуникаций в системе управления

4. Коммуникативные сети 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум «Специфика коммуникативного процесса в сфере морского транспорта». Тестовые вопросы по теме лекционного материала 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 4. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 4. Мотивация и стимулирование труда специалиста морского транспорта: психологические аспекты 
 
Лекционные занятия:

1. Теории процесса мотивации

2. Виды, типы и уровни мотивации 3. Уровни мотивации 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 5. Психология применения средств стимулирования в профессиональной деятельности специалиста морского транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 5. Конфликт в морском коллективе 
 
Лекционные занятия:

1. Психологические средства управления конфликтами в организации

2. Основные стили поведения при конфликте.

3. Правила поведения в разрешении конфликтной ситуации. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 6. Структура, динамика и управление конфликтом 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 6. Психологические феномены группового поведения
 
Лекционные занятия:

1 Определение малой группы и ее границы.

Классификация групп.

2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

3. Феномен группового давления и конформизма.

4. Групповая сплочённость. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 7. Групповые феномены. Исследования феноменов групповых процессов в психологии. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Феномен группового лидерства.

2. Соотношение понятий лидерство и руководство.

Теории лидерства. Общее и различия в лидерстве и руководстве.

3. Основные функции руководящей деятельности.

4. Типы управленческих функций.

5. Стили руководства.

6. Особенности лидерства и руководства в морских экипажах. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 8. Психология лидерства и руководства 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 9. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. 
Практические занятия:

1. Социально-психологические феномены стихийного поведения неорганизованных групп. Толпа, как социально-психологический феномен.

2. Психологические механизмы поведения толпы и особенности психологического взаимодействия людей в экстремальной ситуации.

3. Паника и ее психологические характеристики. Профилактика массовой паники на борту судна и меры по ее ликвидации.

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 9. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 7. Социально-психологические основы принятия управленческих решений 
 
Лекционные занятия:

1. Основные этапы процесса принятия решения.

2. Социально-психологические исследования процесса принятия решения

3. Психологические аспекты управленческого решения. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Деловая игра «Кораблекрушение». Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 10. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.