ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Психологические основы управления судовым экипажем»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические основы управления судовым экипажем»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- индивидуально-психологические особенности личности
- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна
Уметь:
- распознать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности
- давать психологическую характеристику личности, собственного психического состояния
Владеть:
- первичными психологическими знаниями необходимыми для понимания личности
- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем
Уметь:
- оценивать межличностные отношения;
- ориентироваться в основных направлениях развития психологии
Владеть:
- простейшими приемами психической саморегуляции;
- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем
Уметь:
- оценивать межличностные отношения и практически использовать основные категории и понятия психологической науки
Владеть:
- методами регламентирования организации труда
- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна
Уметь:
- применять теоретические законы в повседневной практике общения
Владеть:
- распознаванием характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности
часов
1. Взаимосвязь психологии со смежными науками.
2. Задачи и методы психологии управления.
3. Проблема человека в психологии управления (анализ основных категорий психологии).
Психологический практикум.
Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция Подготовка докладов по изученной теме
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента.
Темперамент и характер.
2. Задатки и способности.
Психологический практикум Тестирование с целью выявления типа темперамента Тестирование по теме с целью выявления акцентуаций характера (по Леонарду)
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация.
1. Психогенные факторы, психологический дискомфорт и психологические перегрузки, воздействующие на моряков на борту судна и их последствия.
2. Депривация, групповая изоляция, публичность существования, нарушение биологических ритмов, десинхроноз и т.д.
3. Психологическая усталость. Факторы (причины) усталости и ее последствия. Основные направления борьбы по предотвращению и уменьшению усталости плавсостава в условиях рейса.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов.
1. Модель коммуникативного процесса.
2. Виды коммуникации
3. Роль коммуникаций в системе управления
4. Коммуникативные сети
Психологический практикум «Специфика коммуникативного процесса в сфере морского транспорта». Тестовые вопросы по теме лекционного материала
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Теории процесса мотивации
2. Виды, типы и уровни мотивации 3. Уровни мотивации
Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Психологические средства управления конфликтами в организации
2. Основные стили поведения при конфликте.
3. Правила поведения в разрешении конфликтной ситуации.
Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1 Определение малой группы и ее границы.
Классификация групп.
2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
3. Феномен группового давления и конформизма.
4. Групповая сплочённость.
Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Феномен группового лидерства.
2. Соотношение понятий лидерство и руководство.
Теории лидерства. Общее и различия в лидерстве и руководстве.
3. Основные функции руководящей деятельности.
4. Типы управленческих функций.
5. Стили руководства.
6. Особенности лидерства и руководства в морских экипажах.
Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Социально-психологические феномены стихийного поведения неорганизованных групп. Толпа, как социально-психологический феномен.
2. Психологические механизмы поведения толпы и особенности психологического взаимодействия людей в экстремальной ситуации.
3. Паника и ее психологические характеристики. Профилактика массовой паники на борту судна и меры по ее ликвидации.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов.
1. Основные этапы процесса принятия решения.
2. Социально-психологические исследования процесса принятия решения
3. Психологические аспекты управленческого решения.
Психологический практикум. Деловая игра «Кораблекрушение». Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.