2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_География водных путей_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
26.03.01 – Б1.О.19 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.19 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ю.Н. Таперечкина
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Физическую географию Мирового океана, включая:

- Мировой океан как природную среду;

- справочно- информационную систему, используемую в «ГВП» и морской навигации;

- морские пути и их выбор;

- карту Мирового океана, водных путей России;

- деление Мирового океана на океаны и моря;

- морские заливы, проливы, основные судоходные реки.

Уметь:

- ориентироваться на географических картах;

- работать с картографическим материалом и справочной литературой;

Владеть:

- практическими навыками использования навигационных морских пособий, таких как лоции, таблицы приливов, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация об установленных путях движения судов (А-II/1, ПДНВ78 с поправками).

ОПК-2 Осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и иных ограничений
ОПК-2.1 Знает основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

Физическую географию Мирового океана, включая:

- Мировой океан как природную среду;

- справочно- информационную систему, используемую в «ГВП» и морской навигации;

- морские пути и их выбор;

- карту Мирового океана, водных путей России;

- деление Мирового океана на океаны и моря;

- морские заливы, проливы, основные судоходные реки.

Уметь:

- ориентироваться на географических картах;

- работать с картографическим материалом и справочной литературой;

Владеть:

- практическими навыками использования навигационных морских пособий, таких как лоции, таблицы приливов, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация об установленных путях движения судов (А-II/1, ПДНВ78 с поправками).

ОПК-2.2 Умеет учитывать основные факторы экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющие на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
Знать:

Физическую географию Мирового океана, включая:

- Мировой океан как природную среду;

- справочно- информационную систему, используемую в «ГВП» и морской навигации;

- морские пути и их выбор;

- карту Мирового океана, водных путей России;

- деление Мирового океана на океаны и моря;

- морские заливы, проливы, основные судоходные реки.

Уметь:

- ориентироваться на географических картах;

- работать с картографическим материалом и справочной литературой;

Владеть:

- практическими навыками использования навигационных морских пособий, таких как лоции, таблицы приливов, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация об установленных путях движения судов (А-II/1, ПДНВ78 с поправками).

ОПК-2 Осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и иных ограничений
ОПК-2.3 Владеет навыками учёта основных факторов экономических, экологических, социальных и иных ограничений, влияющих на профессиональную деятельность
 
 
 
 
 
 
Знать:

Экономическую географию морского транспорта:

- особенности морской транспортной системы;

- основные грузопотоки, направления морских перевозок основных видов грузов;

- морские порты стран мира;

- особенности географии морского транспорта России.

Уметь:

- находить, подбирать, анализировать информацию, необходимую для проработки предстоящего рейса.

Владеть:

- навыками выбора безопасного и наивыгоднейшего маршрута на основе подобранного картографического и справочного материала;

- навыками применения известных экономических связей и складывающихся грузопотоков к решению профессиональных задач морского судовождения.

ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

Экономическую географию морского транспорта:

- особенности морской транспортной системы;

- основные грузопотоки, направления морских перевозок основных видов грузов;

- морские порты стран мира;

- особенности географии морского транспорта России.

Уметь:

- находить, подбирать, анализировать информацию, необходимую для проработки предстоящего рейса.

Владеть:

- навыками выбора безопасного и наивыгоднейшего маршрута на основе подобранного картографического и справочного материала;

- навыками применения известных экономических связей и складывающихся грузопотоков к решению профессиональных задач морского судовождения.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

Экономическую географию морского транспорта:

- особенности морской транспортной системы;

- основные грузопотоки, направления морских перевозок основных видов грузов;

- морские порты стран мира;

- особенности географии морского транспорта России.

Уметь:

- находить, подбирать, анализировать информацию, необходимую для проработки предстоящего рейса.

Владеть:

- навыками выбора безопасного и наивыгоднейшего маршрута на основе подобранного картографического и справочного материала;

- навыками применения известных экономических связей и складывающихся грузопотоков к решению профессиональных задач морского судовождения.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрография
 
- Навигация и лоция
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение, Мировой океан как природная среда, влияющая на транспортные процессы
 
Лекционные занятия:

Определение дисциплины. Цели и задачи курса. Учебные дисциплины, на которые опирается «ГВП». Связь «ГВП» с другими дисциплинами учебного плана по специальности. «Морская лоция» как специфическая ветвь ГВП. Рекомендуемые учебники, учебные пособия, литература.

Система промежуточного и итогового контроля знаний и навыков. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1
Практические занятия:

Овладеть содержанием ККК.

Овладеть практическими навыками  подбора морских навигационных карт. Овладеть практическим навыками по подбору YVR на переход. 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Физическая география Мирового океана.

Справочно-информационная система по «Географии водных путей».

Морские пути и их выбор. Классификация морских путей. Факторы, определяющие географическое положение морских путей. Способы определения (выбора) безопасных оптимальных путей при плавании в различных районах Мирового океана. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Морской транспорт как один из важнейших элементов мировой экономики.

Понятие о морской транспортной системе.

Основные грузопотоки, направления морских перевозок основных видов грузов (наливные, сухие массовые, генеральные, контейнерн6ые). Морской транспорт, порты и флот стран мира.

Понятие о «СУБ» в морском судоходстве. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3
Практические занятия:

Овладеть практическими навыками использования морских навигационных карт и пособий.

Овладеть практическими навыками в освоении содержания НМК. 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 1
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

26
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Экономическая география морского судоходства, География морского судоходства Российской Федерации. 
 
Лекционные занятия:

Общая характеристика морского транспорта России, его роль в национальной экономике, состояние и развитие.

Распределение грузопотоков, морских портов и флота России по морским бассейнам. 

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1
Практические занятия:

Овладеть практическими навыками использования справочно-информационных карт и пособий, таких как лоции и информация об установленных путях движения судов. Овладеть системой навигационных руководств и пособий.

Овладеть практическими навыками использования навигационно-гидрометеорологических руководств и пособий (лоций и т.д.) 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2
Лекционные занятия:

Система ВВП РФ, взаимодействие морского и речного транспорта, организация перевозок «река-море». 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Перспективы развития мирового и отечественного морского транспорта.

Распределение разделов дисциплины по видам занятий производится в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 26.03.01 «Управление водным транспортом и географическое обеспечение судоходства» 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3
Практические занятия:

Овладеть практическими навыками подбора НМП на переход. Овладеть практическим навыками по учёту метеорологических факторов Овладеть практическими навыками использования пособий, таких как навигационные предупреждения передаваемые по радио и извещения мореплавателям.

Овладеть практическими навыками использования пособий и справочников по портам мира (Guide to Port Entry, Порты мира и т.д.) 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

28
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.